Акционирование предприятий — главное направление разгосударствления приватизации. Приватизация государственных унитарных предриятий путем преобразования в открытые акционерные общества

11.10.2019

4.2.3. Акционирование муниципального жилищного предприятия

Перспективный уровень

1. Описание стандарта

Переход к этой практике был осуществлен с целью повышения эффективности управления жилищным фондом путем акционирования муниципального жилищного предприятия, формирования новой системы имущественных, договорных и финансовых отношений между органом местного самоуправления и вновь созданной жилищной управляющей организацией.

· продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

· продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

· продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

· продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

· продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг ;

· продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

· продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

· внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

· продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления .

При этом, в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии Законом о приватизации, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации , приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

При осуществлении приватизации муниципального имущества путем преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100% акций которого находится в муниципальной собственности, происходит изменение организационно-правовой формы действующего предприятия жилищно-коммунального хозяйства. До первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) указанного общества.

В соответствии со Ст. 30 (п. 4) Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.

Поскольку, в соответствии с законом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, в принимаемом ими плане приватизации может быть определено условие сохранения доли муниципалитета в управлении акционерным обществом в случае последующей продажи акций (т. е., условие сохранения в собственности муниципалитета необходимого количества акций, обеспечивающих более 25% голосов на общем собрании акционеров). Статьей 40 вышеупомянутого закона предусмотрены особые условия дальнейшего сохранения доли государства или муниципального образования в уставном капитале таких открытых акционерных обществ: «при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих более 25 процентов голосов на общем собрании акционеров , увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска
акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования и обеспечивается внесением в уставный капитал этого общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительно выпускаемых акций».

Таким образом, по завершении процесса приватизации муниципальные образования сохраняют необходимый контроль за использованием и сохранностью приватизированного имущества, а также контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих. Созданные на базе муниципальных унитарных предприятий открытые акционерные общества будут способны нести реальную ответственность перед городом, подрядчиками и потребителями за результаты своей деятельности. Муниципальные образования будут управлять принадлежащими им акциями, а также осуществлять права акционера в создаваемых обществах через своих представителей в их органах управления или будут привлекать для этого профессиональных доверительных управляющих
.

2. Муниципальное образование

3. Исходная ситуация

В городе Электросталь управление жилищным фондом осуществляли три жилищных треста МУП ЖКХ «Восток», МУП «Центральное» и МУП ЖКХ «Северное». Администрация города в 2001 году приняла решение в качестве эксперимента провести приватизацию жилищного треста МУП ЖКХ «Восток».

Имущество муниципального унитарного предприятия по обслуживанию и ремонту жилищного фонда «Восток» являлось муниципальной собственностью и было закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения. На основании договора «О закреплении муниципального имущества», в хозяйственное ведение предприятия МУП «Восток» были переданы средства производства , складские и иные помещения, необходимые для выполнения возложенных на предприятие функций, а также муниципальный жилищный фонд.

Право хозяйственного ведения составляет особую разновидность вещных прав. Это – вещные права юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника. Предприятие, получившее имущество в хозяйственное ведение, может владеть и пользоваться предоставленным ему имуществом по своему усмотрению. Право владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение, не может быть ограничено условиями договора и регламентируется только Гражданским кодексом.

Имущество, переданное унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества правомочия владения и пользования (а в значительной мере - и правомочие распоряжения). Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится «распределенным» муниципальным имуществом.

Следует отметить еще одну особенность муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, - это бессрочный характер права хозяйственного ведения. Изъять имущество, находящееся в хозяйственном ведении предприятия, возможно только с согласия предприятия или в случае реорганизации предприятия .

В настоящее время в городе Электросталь все имущественные вопросы в жилищно-коммунальном хозяйстве города решает Комитет по управлению имуществом . Комитет по управлению имуществом передает муниципальное имущество в хозяйственное ведение, оперативное управление и сдает в аренду. Функции собственника по владению и пользованию муниципальным имуществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет муниципальное учреждение «Управление муниципального заказа» (далее по тексту МУ «УМЗ»). К функция собственника жилищного фонда, реализуемых МУ «УМЗ», относятся:

· Тарифная политика в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Вопросы тарифного регулирования находятся в ведении МУ «УМЗ».

· Политика ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.

· Политика управления муниципальным жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой.

· Распоряжение и контроль расходования бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых на жилищно-коммунальное хозяйство.

· Формирование системы договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Заключение договоров на:

§ управление муниципальным жилищным фондом (договор между управляющей организацией и органом, представляющим интересы муниципального образования в жилищно-коммунальном хозяйстве на указанной территории);

§ управление муниципальными коммунальными объектами и инженерной инфраструктурой (договор между управляющей организацией и органом, представляющим интересы муниципального образования в жилищно-коммунальном хозяйстве);

§ наем (между нанимателем и жилищной управляющей организацией);

§ управление долей в общем имуществе и предоставление коммунальных услуг (договор между собственниками жилья и управляющей жилищной организацией);

§ поставку ресурсов (договор между управляющей жилищной организацией и поставщиками коммунальных услуг).

· Формирование конкурентной среды в сфере управления и предоставления жилищно-коммунальных услуг.

· Формирование политики ресурсосбережения.

· Формирование нормативной базы и административная поддержка товариществ собственников жилья.

· Учет и контроль недвижимости в жилищной сфере, содействие формированию цивилизованного рынка жилья.

Главной целью органов местного самоуправления при принятии решения о проведении эксперимента по приватизации предприятия МУП ЖКХ «Восток» являлось улучшение качества жизни населения в жилищном фонде, создания комфортных условий пребывания в городе. Для достижения этой цели было запланировано решение следующих задач:

· создание нормальных развитых рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом, внедрение в отрасли экономических методов регулирования тарифов;

· повышение эффективности управления муниципальной собственностью;

· снижение издержек производства и потребления жилищно-коммунальных услуг;

· повышение эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности;

· увеличение доходов муниципального бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью, создания новых возобновляемых источников платежей и получения части прибыли от приватизированных предприятий;

· расширение сферы обслуживания населения за счет предоставления дополнительных услуг;

· создание условий добросовестной конкуренции на рынке управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры для предприятий любых форм собственности;

· повышение эффективности контроля за деятельностью управляющих, ресурсоснабжающих и подрядных организаций;

· создание условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.

4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта

Приватизация жилищного треста МУП ЖКХ «Восток» в городе Электросталь Московской области производилась поэтапно. Условно основные этапы могут быть обозначены следующим образом:

1. Принятие решения о приватизации МУП ЖКХ «Восток».

2. Подготовка предприятия к приватизации.

3. Процедура создания общества.

4.1. Принятие решения о приватизации

В соответствии с нормами муниципального права, порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно путем принятия собственных программ приватизации принадлежащего им имущества, самостоятельной классификации объектов приватизации, определения сроков их приватизации и осуществления иных действий. В городе Электросталь Московской области, согласно статьям 15 и 44 Устава города Московской области, прерогатива установления порядка приватизации собственности правомерно отнесена к исключительным полномочиям Совета депутатов.

Инициатива в проведении приватизации муниципального имущества исходила от МУП ЖКХ «Восток». Инициативу предприятия поддержала администрация города. МУП ЖКХ «Восток» подало заявку на приватизацию имущества предприятия в Комитет по управлению имуществом города Электросталь. Совет депутатов города утвердил порядок подачи заявки на приватизацию (приема, регистрации и рассмотрения заявки на приватизацию, перечень документов, необходимых для рассмотрения заявки на приватизацию) и принятия решения по приватизации, необходимые сроки и другие условия.

Комитет по управлению муниципальным имуществом рассмотрел заявку и документы на приватизацию и принял решение о целесообразности приватизации объекта (без ограничений) и необходимости создания комиссии по приватизации унитарного предприятия. Глава города Электросталь подписал постановление о преобразовании МУП «Восток в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого будет находиться в муниципальной собственности.

Комитету по управлению муниципальным имуществом было поручено создать комиссию по приватизации муниципального унитарного предприятия и установить срок подготовки плана его приватизации.

Были определены сроки проведения анализа и оценки финансово-экономического состояния унитарного предприятия, инвентаризации имущества, дебиторской и кредиторской задолженности муниципального унитарного предприятия «Восток» в отношении всех его кредиторов и должников (включая обязательства, оспариваемые сторонами, накладывающие обременения на объект приватизации), определены сроки разработки предложения по реструктуризации финансовых обязательств.

МУП ЖКХ «Восток» было запрещено:

· совершать сделки с движимым имуществом, стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимости активов муниципального унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета , со дня принятия решения о преобразовании муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество и до момента его государственной регистрации без согласования с органами по управлению муниципальным имуществом;

· совершать сделки с недвижимым имуществом;

· увольнять более 10% численности работников указанного предприятия до момента государственной регистрации такого общества;

Одновременно предприятию было поручено подготовить пакет учредительных и необходимых локальных документов юридического лица
, создаваемого при приватизации муниципального унитарного предприятия.

4.2. Подготовка к приватизации предприятия

На этапе подготовки к приватизации МУП «Восток» была осуществлена проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия. Для выполнения проверки была приглашена аудиторская организация. Результаты аудита были представлены в администрацию города.

Комитет по управлению имуществом провел инвентаризацию имущества МУП «Восток». В результате инвентаризации был сформирован перечень имущества предприятия и разработаны предложения по формированию перечня имущества муниципального унитарного предприятия, входящего в состав приватизируемого имущественного комплекса, передаваемого в уставный капитал создаваемого акционерного общества, а также сформирован перечень имущества, оставляемого в собственности муниципального образования, в том числе, имущества, не используемого в управленческой и производственной деятельности. К объектам, не вошедшим в перечень приватизируемого имущества, относится жилищный фонд, объекты благоустройства, внешние сети.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом по результатам инвентаризации составлен имущественный паспорт. Имущественный паспорт содержит:

· выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

· свидетельства на право пользования земельными участками ;

· схемы земельных участков.

Комитет по управлению имуществом опубликовал в средствах массовой информации сообщения о приватизации муниципального имущества, а также сформировал комиссию по приватизации МУП ЖКХ «Восток». В состав комиссии вошли сотрудники администрации города, представители Совета депутатов города Электросталь, представители работников МУП «Восток», представители профсоюзов, действующих на предприятии.

Комитет по управлению имуществом установил срок подготовки плана приватизации МУП ЖКХ «Восток». Кроме этого, комитет подготовил рекомендации для внесения в проект устава создаваемого открытого акционерного общества, касающиеся размера уставного капитала, касающиеся вопросов:

· номинальной стоимости одной размещенной обыкновенной акции и их общего количества;

· величины уставного капитала, складывающегося из номинальной стоимости размещенных акций общества всех категорий (типов);

· иные положения, необходимые для разработки устава создаваемого общества.

Для определения величины уставного капитала при преобразовании муниципального предприятия в открытое акционерное общество использовались данные баланса предприятия с учетом результатов переоценки основных фондов.

4.3. Процедура создания общества

Руководством МУП ЖКХ «Восток», после принятия решения главы города о приватизации МУП «Восток», было проведено общее собрание трудового коллектива . На собрании трудового коллектива были выбраны представители предприятия, которые участвовали в подготовке проекта плана приватизации предприятия.

Была создана рабочая группа по разработке плана приватизации предприятия. План приватизации предприятия включает:

· способ и сроки преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной или муниципальной собственности;

· величину уставного капитала открытого акционерного общества;

· перечень льгот, предоставляемых его работникам;

· номинальную стоимость указанных акций;

· способы и сроки их продажи.

Комиссия по приватизации рассмотрела план приватизации предприятия, подготовленный представителями работников муниципального унитарного предприятия. После рассмотрения плана приватизации предприятия, внесения в него дополнений и изменений, комиссия по приватизации согласовала его с общим собранием работников муниципального унитарного предприятия. План приватизации предприятия был утвержден комитетом по управлению имуществом.

На основании утвержденного плана приватизации МУП «Восток» подготовило устав и пакет необходимых локальных документов юридического лица, создаваемого в процессе приватизации. Подготовка устава осуществлялась с учетом требований Федерального закона «Об акционерных обществах» и особенностей, определенных Законом о приватизации. Одновременно был подготовлен договор, содержащий условия о передаче в пользование акционерному обществу имущества, не внесенного в уставный капитал и необходимого для осуществления уставной деятельности, а также проект договора на управление муниципальным жилищным фондом.

К моменту регистрации общества все акции создаваемого акционерного общества были приобретены его единственным учредителем (органом по управлению муниципальным имуществом) в соответствии с решением об учреждении акционерного общества. Вновь созданное акционерное общество прошло государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством.

Комитет по управлению муниципальным имуществом сформировал органы управления созданного общества, определил персональный состав руководства. Полномочия высшего органа управления созданного общества, 100% акций которого закреплены в муниципальной собственности, - общего собрания акционеров - осуществляет от имени муниципального образования Комитет по управлению муниципальным имуществом.

Открытое акционерное общество, образуемое в процессе приватизации, заключило договор с администрацией города на управление муниципальным жилищным фондом.

5. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта

Во внедрении и функционировании стандарта лучшей практики участвуют МУП ЖКХ «Восток», Комитет по управлению муниципальным имуществом, финансовое управление, Совет депутатов города, другие структуры администрации города. Координация их деятельности осуществляется лично главой администрации города.

Основную нагрузку по подготовке нормативно-правовой документации взял на себя МУП ЖКХ «Восток». Предприятием на договорной основе были привлечены консалтинговая и аудиторская компания, которые сформировали методические аспекты приватизации предприятия. В качестве консалтинговой компании для работы привлекался Институт экономики города. Разработанные рекомендации были представлены Главе администрации города, его заместителям и в Комитет по управлению имуществом.

Муниципальным предприятием были подготовлены проекты постановлений Главы администрации города, проекты Решений Комитета по управлению имуществом, подготовлен план приватизации предприятия, а также проекты договоров между администрацией города и жилищной организацией по управлению муниципальным жилищным фондом.

Большую работу провел комитет по управлению имуществом. Комитет провел инвентаризацию имущества МУП ЖКХ «Восток». На основании инвентаризации был сформирован имущественный паспорт организации. Комитет подготовил список имущества, подлежащего приватизации, а также список имущества, не подлежащего приватизации, но передаваемого вновь созданному предприятию для осуществления возложенных на него функций.

Информационное сопровождение внедрения стандарта было организовано через местные средства информации газеты, телевидение.

6. Факторы успешного внедрения стандарта

В процессе реализации стандарта стабильному решению текущих задач способствовали:

1. заинтересованность и активность главы администрации города, его заместителей, депутатов городского Совета и комитета по управлению муниципальным имуществом, которые проявились при выработке подходов к реализации стандарта, обсуждении содержания проектов нормативных правовых актов по вопросам приватизации муниципального жилищного предприятия;

2. профессионализм специалистов МУП ЖКХ «Восток». Основная нагрузка по подготовке нормативно-правовой базы, проведению разъяснительной работы, в том числе, и через средства массовой информации, легла на штатных сотрудников МУП ЖКХ «Восток».

3. согласованность действий всех подразделений администрации. Несмотря на негативные высказывания отдельных депутатов городского Совета, негативные статьи в прессе, сотрудники органов местного самоуправления реализовали решение, принятое Главой администрации города. Все мероприятия осуществлялись в планируемые сроки;

4. активная позиция финансового управления, благодаря которой удалось решить проблемы дебиторской и кредиторской задолженности , сформировавшейся в МУП ЖКХ «Восток», а также вопросы дальнейших финансовых отношений акционерного общества и муниципалитета в части бюджетных дотаций, льгот и субсидий, предоставляемых населению;

5. хорошо спланированное информационное сопровождение, участие консалтинговых и аудиторских фирм в подготовке материалов, благодаря чему большинство депутатов городского Собрания и сотрудников администрации поддержало идею приватизации муниципального предприятия.

7. Проблемы внедрения стандарта и пути их решения

Администрация муниципалитета на начальных этапах внедрения данного стандарта столкнулась с отдельными трудностями. Самой большой трудностью было убедить депутатов и главу администрации города в целесообразности приватизации МУП ЖКХ «Восток». Основным доводом против приватизации выступило то, что существовала потенциальная возможность отказа предприятия от управления жилищным фондом, а также опасение того, что акционерное общество будет требовать полной оплаты выполненных работ. Привлечение сторонних консультантов, поддержка, высказанная на уровне администрации Московской области, а также проработанная схема финансовых и договорных отношений убедили оппонентов в отсутствии рисков снижения качества предоставления услуг населению, что стало решающим фактором при принятии решения..

8. Затраты на внедрение стандарта (финансовые, временные, трудовые)

На внедрение данного стандарта в городе Электросталь с момента начала подготовки проектов нормативных правовых актов до регистрации акционерного общества затрачено около 10 месяцев. В связи с реализацией данного стандарта, были привлечены на платной основе консалтинговая фирма и аудиторская фирма. Оплатил услуги фирм МУП ЖКХ «Восток». Кроме того, привлекались специалисты по оценке основных средств.

Мероприятия по организационному сопровождению приватизации предприятия, заключению договора управления жилищным фондом, проведение контроля над управлением жилищным фондом осуществляются работниками администрации в рамках их должностных обязанностей.

9. Полученные результаты

В результате реализации стандарта город получил первую частную жилищную организацию, были сформированы мотивации эффективной работы частной компании в рамках договорных отношений. Город получил механизм приватизации жилищных и коммунальных предприятий, который может быть использован при приватизации иных жилищных и коммунальных предприятий, в том числе, и в других муниципальных образованиях.

К позитивным результатам работы следует отнести формирование договорных отношений между администрацией города и жилищной организацией по управлению муниципальным жилищным фондом. Полученный опыт может быть распространен на взаимоотношения с муниципальными трестами или иными частными организациями. Сформирована система планирования и контроля работ, основанная на принципе «сколько денег – столько и работ», что является основой эффективной работы предприятий.

10. Принятые нормативно-правовые документы

В процессе реализации стандарта были подготовлены и приняты следующие документы:

1. Заявка на приватизацию МУП ЖКХ «Восток», подготовлена трудовым коллективом;

2. Решение Совета депутатов «Об утверждении дополнений в программу приватизации муниципального имущества г. Электросталь на 2002 год.

3. Постановления главы администрации города «Об утверждении порядка и условий приватизации МУП «ВОСТОК»;

4. Заключение аудиторской организации о финансово-хозяйственном состоянии МУП ЖКХ «Восток»;

5. Акт инвентаризации имущества МУП ЖКХ «Восток»;

6. Имущественный паспорт;

7. План приватизации МУП ЖКХ «Восток»;

8. Список имущества, подлежащего приватизации;

9. Устав и иные документы, необходимые для регистрации юридического лица, создаваемого в процессе приватизации;

10. Свидетельство о регистрации сервис».

11. Контактная информация

г. Электросталь, Московская область, ул. Октябрьская 28А, сервис»

E-mail: *****@***ru

Статья 217 Гражданского кодекса Российской федерации.

Статья 22 Концепции социально-экономического развития Московской области на годы (Решение Московской областной Думы от 01.01.01 г. N 8/139).

Сама по себе приватизация государственного имущества как метод по­вышения эффективности национальной экономики известна в мире давно. В Англии в свое время приватизировали угольную промышленность, во Франции - ряд крупных машиностроительных комплексов, которые в воен­ные и первые послевоенные годы были национализированы. В Мексике, Перу, Аргентине государственная собственность также в определенных ус­ловиях поступала на торги и переходила в руки частных лиц. И везде, как правило, в первую очередь выставлялись на продажу убыточные предпри­ятия или объекты.

Если говорить о России, то у нас приватизационные процессы начались еще в конце 80-х годов. Тогда советское правительство предприняло опре­деленные шаги в направлении легализации частной собственности в эконо­мической жизни страны. Как известно, в этот период времени появились первые кооперативы, а государственным предприятиям дали некоторую свободу в своей хозяйственной деятельности. Правда, госпредприятия не имели права проводить сделки с оборудованием, для этого требовалось со­гласие соответствующего министерства, но впоследствии и эти ограниче­ния были сняты.

Помимо этого, ряд юридических лиц были переданы в аренду либо их коллективам, либо третьим лицам. Возникала своеобразная коллизия, когда формальным собственником предприятия оставалось государство, но в тоже время арендатор получал неограниченные права хозяйствования. Он мог продать даже часть оборудования, если это способствовало большей эффективности производства.

Для процесса приватизации характерны различные формы. Наиболь­шее распространение на Западе получили следующие: продажа государст­венных предприятий физическим и юридическим лицам, либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекомму­никаций), концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора), безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, занятых на производстве на данном приватизированном предприятии.
В качестве официальных причин, побуждающих к проведению прива­тизации, можно назвать следующие: свертывание государственного вмеша­тельства в экономику, сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных усло­виях, снижение потребности государственных служб в финансовых средст­вах, распространение акций среди широкого круга населения, увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности, поощрение кон­куренции на всех уровнях в целях снижения цен и повышения качества продукции.



Независимо от выбора формы приватизации для всех стран, осуществ­ляющих процесс приватизации, характерны общие цели: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлече­ние капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государством дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Для стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие методы приватизации: публичная продажа акций, частная продажа акций, продажа имущества или его частей инвесторам, раздел имущества, новые частные инвестиции, выкуп предприятия его правлением или работ­никами, аренда предприятий.

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом сис­темных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой дейст­вие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли част­ного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

Первые законодательные акты по приватизации в России были при­няты Верховным Советом РСФСР летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г. 29 декабря 1991 г. Президент РФ под­писал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разрабо­танные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым доку­ментом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.

Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим до­кументом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для актив­ной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моде­лью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная мето­дика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий перед и в ходе технической приватизации, про­блемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демоно­полизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п.

Предусматривалось четыре способа приватизации :

· аукцион,

· коммерческий конкурс,

· аренда с правом выкупа,

· акционирование.

В основу выбора способов приватизации был положен размер пред­приятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации. Крите­риями определения размеров предприятия являлись численность работни­ков и стоимость основных фондов.

Малые предприятия, к которым не применялась процедура акциони­рования, подлежали продаже любому покупателю через аукционы или вы­ставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выку­паться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством до­говор аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия.
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование(преобразование в акцио­нерные общества открытого типа), то есть изменение организационно-пра­вовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые распределя­лись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определен­ных по выбору коллектива. Часть акций могла закрепляться в государст­венной или муниципальной собственности. В органы управления таких об­ществ назначались представители РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
Перечень отраслей, где должны образовываться государственные кор­порации устанавливался Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992г.).
Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании : выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получив­шие наименование холдингов.

Акционирование — процесс преобразования предприятий, являющихся единой государственной или частной собственностью в юридическое лицо, уставный капитал которого раздроблен на мелкие доли.

Акционирование — это процесс преобразования предприятий, являющихся единой государственной или частной собственностью (принадлежащей одному или нескольким людям) в юридическое лицо, уставный капитал которого раздроблен на мелкие доли. Доля в уставном капитале в этом случае закрепляется количеством эмиссионных ценных бумаг — акций. Сумма их номинальной стоимости равна уставному капиталу юридического лица. При этом участники (владельцы акций) не отвечают по обязательствам АО, а лишь несут риски потери средств, вложенных в имеющиеся у них акции.

Когда осуществляется акционирование

В РФ акционирование чаще всего используется в качестве механизма приватизации государственных унитарных предприятий. Как правило, через этот механизм приватизируются средние и крупные предприятия. При этом право собственности на организацию в итоге не обязательно полностью или частично переходит в частные руки, а может оставаться полностью (100% акций) в руках государства. Нередко под государственным контролем остается только определенный пакет акций:

– контрольный (более половины акций);

– блокирующий (20-30% ценных бумаг);

– миноритарный (не позволяющий влиять на деятельность общества).

При этом основной целью акционирования называется повышение эффективности работы субъекта экономики. Она может достигаться за счет:

– большей свободы действий хозяйствующих субъектов;

– появления личной заинтересованности (дивиденды) в увеличении прибыльности от деятельности компании у новых собственников;

– привлечения инвестиций за счет продажи акций, выпуска привилегированных акций или облигаций;

– создания интегрированных структур при приобретении юридическими лицами акций поставщиков, торговых структур, производственных предприятий смежников, поглощении конкурентов;

– выделения в результате акционирования наиболее жизнеспособных на рынке частей предприятий (когда акционированию подвергается предприятие не в целом, а только определенная часть, обладающая коммерческим потенциалом);

– появления прямого контроля за целевым использованием средств общества, эффективностью его деятельности со стороны акционеров.

Основные этапы акционирования

Первый — инициация создания акционерного общества на базе унитарной государственной или муниципальной организации. Инициатором может быть Правительство РФ, исполнительный орган субъекта страны, муниципалитеты и другие органы и лица, наделенные соответствующими полномочиями.

Второй — определение органа, который станет учредителем акционерного общества. Как правило, это те же лица, что выступают инициаторами.

Третий этап — создание комиссии по приватизации, организация ее деятельности. Обязанности по созданию комиссии возлагаются на федеральный, региональный или муниципальный орган по управлению государственным имуществом. В качестве членов комиссии в нее включаются должностные лица органа по управлению имуществом, различные функциональные представители от исполнительной власти, могут быть представители акционируемого предприятия и сотрудники антимонопольного ведомства.

Четвертый этап — разработка плана приватизации путем акционирования, в котором определяются сроки и ответственные. В качестве его основы используется типовой нормативный правовой акт, утвержденный Правительством РФ. План проходит процедуру согласования общим собранием работников приватизируемого предприятия. План служит основанием для разработки устава создаваемого общества.

Завершающий пятый этап — формирование общества. Оно производится в соответствии с планом приватизации. Итогом данного этапа считается регистрация АО в соответствующих государственных органах и исключение приватизируемого унитарного предприятия из реестра юридических лиц.

В процессе акционирования работникам и неработающим пенсионерам, приватизируемой организации предоставляется возможность покупки акций создаваемого общества (если не предполагается 100% государственная собственность). После завершения процедуры акционирования акции созданной компании могут продаваться на специальных аукционах. На покупателей акций общества могут налагаться определенные социальные обязательства в части прав работников приватизируемого хозяйствующего субъекта (сохранение рабочих мест, переподготовка кадров, охрана труда, условия труда на рабочих местах и т.п.). В условиях проводимых аукционов могут быть определенные требования в части инвестиций новыми собственниками в развитие АО.

Процесс создания акционерных обществ (АО) тесно связан с таким явлением как акционирование. Без понимания сущности акционирования как экономического явления и его роли в народном хозяйстве сложно прогнозировать развитие АО. Рассмотрим, что представляет собой процесс акционирования.

В отечественной литературе есть разные точки зрения на этот вопрос. Акционирование часто ассоциируется с приватизацией государственных предприятий и рассматривается разными авторами как «преобразование государственных предприятий в АО», т.е. как способ приватизации, или отождествляется со стадиями последней. В частности, К. Хубиев определяет акционирование как ведущую форму процесса приватизации . Л.П. Страхова считает, что акционирование можно определить как организационно-экономический и правовой механизм объединения финансовых и имущественных средств многих физических и юридических лиц для создания и функционирования объекта деятельности, целью которой является получение доходов, обеспечивающих удовлетворение интересов акционеров и постоянное разви­тие компании .

Рассматривая акционирование как экономическую категорию, следует отметить, прежде всего, что акционирование представляет собой процесс развития капитала. Процесс привлечения новых капиталов, их увеличение или уменьшение, а, следовательно, изменение численности акционеров, продолжается на всем протяжении функционирования предприятий. При этом способы привлечения развиваются: это и слияние с другими компаниями, и поглощение компаний, это и капитализация собственной прибыли, это эмиссия акций, облигаций и других ценных бумаг с обязательным условием обеспечения их успешного обращения на фондовых рынках. При этом обязательным условием является сочетание интересов развития общества с удовлетворением интересов акционеров. Движение капитала в форме акционирования приводит к увеличению или уменьшению предприятия, его эффективности.

Акционирование, таким образом, является инструментом создания особого канала финансирования предпринимательской деятельности во всех сферах экономи­ки. Акционерная форма хозяйствования является механизмом распределения доходов и изменения социальной структуры общества. Акционеры наделяются правами уча­стия в управлении акционерным обществом. Участие определяется величиной пакета акций.

Считаем, что главным элементом механизма акционирования является привлечение, аккумуляция средств многих лиц и превращение их в капитал путем организации предприятия в какой-то сфере деятельности. Именно этот элемент яв­ляется основой зарождения и развития акционирования. Его появление имеет объективные предпосылки. Организация крупного дела, расширение предприятия наталкивались на ограниченность индивидуальных капиталов, с одной стороны, и высокие риски разорения в случае вложения всего капитала в одно дело и его неудачи, с другой. Привлечение денежных и других средств многих лиц, как физических, так и юридических, позволяет решить проблему создания капиталоемкого предприятия и снижает риск вложений.

Следует отметить, что акционирование не единственный механизм привлечения капитала. Известны и другие способы: привлечение кре­дитов, займов по вексельным обязательствам, облигационные займы корпораций. Однако средства, полученные таким образом, надо возвращать в намеченные в соответствии с договорными обязательствами сроки с доплатой за пользование (процентные ставки, купоны и др.). Привлечение средств для инвестирования было свойственно и экономике СССР. Для этих целей использовались внутренние государственные займы, обли­гации которых распространялись среди населения. При этом гарантировалось воз­мещение стоимости облигаций, доход от займа носил лотерейный характер. При ежегодном повторении займов последние приобретали характер дополнительного налога, обременительного для населения.

Последний фактор связан с задолженностью предприятий. Многие предприятия имеют огромную кредиторскую и дебиторскую задол­женность банкам, государству, другим предприятиям и т. п. При оцен­ке имущества предприятий необходимо учитывать их доли, а предла­гаемая цена должна быть пропорционально уменьшена, если предпо­лагается, что обязательства по уплате задолженности будут возложены на покупателей, в данном случае на акционеров. Наличие долгов ус­ложняет положение инвесторов, которые должны сделать выбор меж­ду приобретением акций на существующий капитал или увеличением капитала предприятия, поскольку данная альтернатива влияет на их долю в капитале предприятия.

Акционирование как форма приватизации имеет свои достоинства и недостатки.

ПРЕИМУЩЕСТВА преобразования государственных предприятий в акционерные общества состоят в возможности заинтересовать пред­приятия-смежники в развитии акционерного общества, укреплении его финансового положения путем продажи им акций. Это обстоятельство особенно важно для предприятий, перерабатывающих сельскохозяй­ственную продукцию, предприятий машиностроительного комплекса, имеющих большое количество поставщиков.

НЕДОСТАТКИ акционерной формы собственности заключаются в ограничении производственно-хозяйственной самостоятельности акци­онерных обществ и необходимости делиться частью прибыли с акцио­нерами. Тем не менее для крупных предприятий альтернативы этой фор­ме акционирования нет.

ВЫКУП АРЕНДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ по форме и содержанию на­поминает прямой выкуп. Он может осуществляться сразу или в рас­срочку. При взятии в аренду государственною предприятия коллектив арендаторов образует арендное предприятие, которое самостоятельно выбирает способ управления в соответствии со своим уставом. Оно обязано по договору аренды принимать на себя выполнение государ­ственного заказа. В остальном арендному предприятию предоставля­ется значительная самостоятельность. Поэтому в условиях перехода к рыночной экономике аренда является способом разгосударствления с последующим образованием на базе арендного предприятия негосу­дарственного предприятия с коллективной, кооперативной или акци­онерной формой собственности.

Инициатива приватизации арендного предприятия может исходить только от коллектива арендаторов.

Важнейшим условием приватизации арендного предприятия является возможность использования для выкупа прибыли предприятия, а также амортизационных отчислений от сто­имости имущества, приобретенного коллективом арендато­ров за период аренды. Это позволяет накопить средства для выкупа и обойтись без кредитов банка и привлечения личных средств членов трудового коллектива.

В республике почти все договоры аренды были заключены до приня­тия закона о приватизации. Поэтому примерно к 2000 г. договоры аренды закончатся. Аренда по различным причинам не смогла успешно решить назревшие проблемы предприятий. Среди этих причин можно выделить следующие.

Рост ставок арендной платы вследствие инфляции и постоянной переоценки фондов привел к ухудшению финансового положения арендных предприятий.

Хозяйственный механизм арендных предприятий таков, что не стимулирует инновационный процесс, появление новых идей у коллектива арендаторов. Поэтому конкурентоспособность арен­дных предприятий не выше, чем государственных.

Организационно-правовая база приватизации не предусматривает, кроме выкупа, форм приватизации, что значительно сужает возможности приватизации имущества коллективом арендаторов.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт