Метод сенсорной интеграции в работе с детьми с аутизмом. Для тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции. Сенсорная интеграция и аутизм

26.03.2019

Консультация для родителей «Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми с аутизмом»

Цель: Ознакомить родителей детей с аутизмом с методом сенсорной интеграции.
Задача : Помочь родителям организовать пространство и время детей с аутизмом.

Сенсорная интеграция - это организация ощущений для дальнейшего использования. Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.
Жизненное пространство детей с эмоционально-волевыми нарушениями требует особой заботы и специальной организации, рациональной организации пространства и времени, насыщенной разнообразными предметами, игровыми и дидактическими материалами.
преодоления негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
преодоления отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии);
установления контакта с ребенком
Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.
Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи; одеяла; гамак; водяная кровать.
Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; светильники пламя, переливающиеся цветы, кристаллическая лампа, фонтан света; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.
Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.
Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками,
крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители - горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.
Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки; ароматические мешочки саше; комнатные растения. Степень эффективности СК можно значительно усилить, применяя дополнительные материалы. В специальных сенсорных банках можно собрать разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов.
Идеи для обонятельной системы

- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
-ароматерапия.

- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей
Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.
Идеи для зрительной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- увеличивайте применение визуальной стимуляции,терапия Снузьелен. При высокой сенсорной чувствительности.
- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы
- солнцезащитные очки
- создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
- используйте непроницаемые шторы
Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмала, крупа.
Идеи для тактильной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- тяжелые одеяла,спальные мешки, массажные коврики,растирание жёсткой мочалкой,развитие мелкой моторики,работа с материалами разной фактуры и плотности.
При высокой сенсорной чувствительности.
- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
- постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
- учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)
Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры. Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.
Идеи для слуховой системы
Музыкальная терапия. Метод Томатис.
Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.
При низкой сенсорной чувствительности.
- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
- готовьте ребёнка к тому, что придется посетить шумное или людное место
- беруши
- аудиоплеер
- создание огороженного рабочего места

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с аутизмом синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним.
Сенсорная интеграционная терапия
Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
При низкой сенсорной чувствительности необходимо поощрять занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.
Стратегии помощи.
Лучшее понимание сенсорного мира людей аутичного спектра позволяет помочь им в создании более комфортабельной окружающей среды и избежать сенсорных перегрузок.
Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.
Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и стратегии.
Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми ваш ребёнок может столкнуться, например, о громких людных местах.

Сенсорная интеграция очень нужная, простая и правильная терапия. Книги о данной методике зачастую сложны. Мы с сыном занимались данной методикой сами. И с помощью специалистов. Эта терапия дала нам значительный эффект и помогла снять многие проблемы.

95% аутистов имеют нарушения обработки сенсорной информации. Слишком остро воспринимают одно и не замечают другое. У моего сына было множество сенсорных нарушение, он не слышал и не понимал речь. Боялся музыкальных игрушек. Не чувствовал боли(не заметил ожог первой степени, игнорировал укусы и травмы). Боялся переворотов, быть вниз головой. Закрывал уши и бил себя по ушам, избегал любых физических нагрузок, был неловок и неуклюж…

СУТЬ сенсорной терапии : окружающая среда представляет нам различный ощущения. Именно эти ощущения, а также наши реакции на них заставляют мозг развиваться! У аутистов что то нарушилось, что то пошло не так, нужно восстановить эти пораженные пути ввода-вывода информации и тогда развитие пойдет более правильным курсом!

ЦЕЛЬ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ снижении или наоборот стимулирование чувствительности ребенка и оказании ему помощи в правильной обработке информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия будет заключаться в ощупывании разных на ощупь предметов.

Почему есть сенсорные проблемы у детей с аутизмом.

Сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не обращает внимания, а на другие реагирует слишком резко и остро.

— плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных: из-за этого развивается гравитационная неуверенность или тактильная гиперчувствительность.

— дает сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям и МОТИВАЦИЮ: из-за этого подавляется интерес к делам, которые обычно считаются «детскими» и полезными.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. У современных детей сенсорные перегрузки зрения-слух (телевизор, планшет) и сенсорный голод всего остального.

ЧТО СОБСТВЕННО ДЕЛАТЬ: постепенно тренировать то что отстает, воспринимается не правильно, вызывает дискомфорт!

Стимуляционные занятия согласно этой методике проводят 2-3 раза в день, упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей.

Сенсорная интеграция в некоторых случаях может оказаться эффективнее лекарств и системы поощрений и наказаний.

ПОМНИТЕ . Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, правильное восприятие необходимо ребенку для успешного обучения. Наша задача снять сенсорные проблемы и предоставить возможности физически развиваться!

Большую часть времени мы развиваем сына именно так. Развивать можно все что угодно. Как угодно. Практически все что окружает ребенка и создано для ребенка можно использовать. Игрушки и упражнения, снаряды и просто движение. Может быть вам кажется что это просто ИГРА. Развлечение. Но именно так РАЗВИВАЮТСЯ дети. Тренируя моторику, баланс, равновесие, всесторонне развивая и закаляя и смеша ребенка вы делаете ему ХОРОШО. Очень полезно прыгать(ликфора), очень полезно быть ловким. Не зря считают что мелкая моторика напрямую связана с речью. Общая моторика очень сильно связана с развитием в целом. Чем больше ребенок находится на воздухе. В дали от ноутбука, планшета, телефона, зацикленных действий, дверок шкафов и любимого Томаса. Тем лучше. Чем разнообразнее ваше сенсорное и вообще развитие. Тем больше шансов!

Есть специальные упражнения, занятия, задания и способы стимулировать и развивать сенсорное и физическое развитие. Сенсорная интеграция стала основной нашего восстановления(вместе с витамино-медовой терапией)и первостепенной нашей задачей. Мы до сих пор уделяем сенсорному развитию много времени и внимания. И видим рузультат. Научились кататься на велосипеде, высоко и далеко прыгаем, нам многое интересно и многое стало получаться!

В этой статье мне бы хотелось раскрыть тему сенсорной интеграции немного подробнее. Вы найдете подбору из 12 простых упражнений сенсорной интеграции, направленных на коррекцию трудностей в развитии ребенка.

  • Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции
  • 12 упражнений для сенсорной интеграции
  • On line сопровождение ребенка в школе развития речи «Круг общения»

Немного о сенсорной интеграции

Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.

Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс работает неправильно. Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.

Некоторые люди могут быть сверхчувствительными к обычным, казалось бы, вещам в окружающей среде. Обычные звуки могут быть болезненными или излишне громкими для них, легкое прикосновение ткани может раздражать кожу. Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции может казаться неловким, неуклюжим, иметь трудности с координацией движения. Таким детям сложно общаться, участвовать в разговоре или играть.

Дети с расстройством сенсорной интеграции испытавют значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенна снижена этими нарушениями. Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или проблемам с поведением. Проблемы сенсорной интеграции чаще выявляются у детей. Но они могут также повлиять на взрослых.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции

Нарушение сенсорной интеграции может повлиять на одно или несколько из органов чувств, например, слух, осязание или вкус, человек может быть чрезмерно или недостаточно чувствительным в тех сферах, с которыми у них есть сложности.

Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т.д.

Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры), а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье.

Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг.

Такие дети могут не реагировать на сильную жару, холод или даже боль.Многие с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены – новые места, новые правила. .

Терапия методом сенсорной интеграции

Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом, задача помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия. Которое они обычно не очень хорошо переносят и помогает им привыкнуть к предметам или явлениям, которые они не могут терпеть.

Лечение проблем сенсорной обработки называется сенсорной терапией. Цель сенсорной терапии состоит в том, чтобы бросить вызов ребенку в веселой, игровой форме, чтобы он или она могли научиться адекватно реагировать на изменения в окружающей среде.

Более подробную информацию о том, как самостоятельно проводить занятия по развитию активной речи ребенка дома, Вы можете прочитать в статье . А далее представлены примеры упражнений для сенсорной интеграции.

12 упражнений для сенсорной интеграции

1.Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание. Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.

В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Совет: Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность.

Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

3. Программы для сна:

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

  • аппараты, производящие звуки природы;
  • аппараты белого шума;
  • ароматические лампы;
  • ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы;
  • расслабляющая музыка;
  • утяжеленные одеяла;
  • физические нагрузки перед отходом ко сну;
  • вибрирующие матрасы и подушки;
  • спальные мешки.

4. Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.

5. Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

  • крытые батуты;
  • водные трамплины (бассейн или озеро);
  • качели;
  • раскачивающиеся игрушки;
  • самокаты;
  • скейты;
  • ролики;
  • шведская стенка;
  • большие терапевтические мячи.

6. Ароматерапия

Ароматерапия - это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры. Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).

Совет: Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.

7. Массажеры, вибрирующие игрушки

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Вот некоторые идеи:

  • вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;
  • ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);
  • ротовые массажеры;
  • массажные маты;
  • детские вибрирующие стульчики;
  • Массажные кресла и раскладушки;
  • вибрирующие зубные щётки.

8. Щётка Wilbarger

Внимание: это широко используемый, но очень особый вид лечения, который может быть применен только под руководством специалиста по оккупационной терапии. Для такого лечения требуется хирургическая щётка и чёткие инструкции о том, как и с какими интервалами, использовать её в течение дня.

Тем не менее, это – один из успешных методов лечения детей с тактильными и сенсорными проблемами. Одной из главных причин для использования этого метода является уменьшение чувствительности кожи, что помогает ребенку легче переносить другие сенсорные ощущения.

9. Игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

10. Проприоцептивная деятельность

Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.

Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве.

12. Сенсорные комнаты

В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные комнаты, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Во многом это зависит от того, для кого вы её делаете, и каким пространством для этого располагаете.

Вот несколько идей:

Магнитофон, воспроизводящий звуки природы
Ароматические приспособления (диффузеры, лампы)
Мягкие подушки и одеяла
Пузырьковые трубы
Кресла-мешки
Массжаные кресла и маты
Расслабляющая музыка
Ночники, особые светильники, лава-лампы

Для тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции:

Тактильные маты и мячи
Кресла-качалки, гамаки, качели
Вибрирующие раскладушки, подушки и игрушки
Интерактивные пузырьковые трубы
Прожекторы жидкого света
Машины для мыльных пузырей
Утяжеленные одеяла и игрушки
Тактильные игрушки
Свистки, свистульки, музыкальные инструменты
Лестницы, шведские стенки, тележки, скейты

Игры подобраны по материалам:
http://www.sensory-processing-disorder.com/sensory-integration-activities.html
Перевод: Дейнега Екатерина

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда.

К ребенку с аутизмом нельзя подходить с мерками обычных людей, считает дефектолог Наталья Керре, автор книги "Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии". Любой ребенок кричит и плачет не без причины - но ощущения от окружающего мира часто просто невыносимые.

При аутизме всегда наблюдаются изменения сенсорной чувствительности, хотя они и могут быть выражены в различной степени. Это один из основных диагностических признаков . Если сенсорных особенностей нет, имеет смысл усомниться в правильно поставленном диагнозе. А это означает, что запахи, звуки, тактильные и температурные ощущения, которые не доставляют никакого беспокойства людям без особенностей развития, будут очень сильными и неприятными для ребёнка с аутизмом.

Порой родители не могут понять, почему ребёнок начинает беспокойно себя вести, капризничать, казалось бы, без малейшего повода. А связано это с тем, что порой звук средней громкости воспринимается ребёнком как взрыв возле самого уха, на шерстяном свитере ощущается каждая нитка, ярлычок на боку невыносимо раздирает кожу, а лёгкий запах дезодоранта кажется невыносимой вонью. Всё это может совершенно дезориентировать ребёнка.

При этом болевой порог может быть существенно завышен: ребёнок может не ощущать серьёзного дискомфорта, даже когда упал и сильно ударился. Это особенности, которые обязательно необходимо учитывать при диагностике аутизма и дальнейшей работе с аутичным ребёнком.

Наравне с коррекцией речи, мышления, внимания, обязательно необходимы занятия по сенсорной интеграции, которые немного уменьшат чувствительность и "насытят" ребёнка теми ощущениями, которых ему не хватает.

Это совершенно необходимо ещё и потому, что, если не нормализовать чувствительность ребёнка, особенно если она сильно повышена, маловероятно, что получится добиться существенных результатов в улучшении поведения ребёнка. Вряд ли стоит ожидать от маленького человечка хорошего и социально одобряемого поведения, когда, кажется, весь окружающий мир причиняет дискомфорт: ребёнок не может находиться в супермаркете, потому что от ламп дневного света нестерпимо режет глаза; в молочном отделе магазина невыносимый запах; собаки лают так громко, что хочется немедленно провалиться сквозь землю, и т.д.

С помощью целенаправленной работы чувствительность возможно немного ослабить, но какие-то области будут слишком сильны по ощущениям для человека всю жизнь: это может быть связано с одеждой из определённых тканей (например, человек не может носить свитера крупной вязки); пищей (не любит сырые овощи, сухарики, чипсы из-за того, что они слишком громко хрустят внутри головы, и т.д.), однако это не будет уже столь сильно мешать нахождению в социуме. Но когда работа только начата и все чувства ребёнка обострены, не стоит травмировать его лишний раз, требуя, чтобы он переборол себя, потому что вряд ли нейротипичный человек может представить ту степень интенсивности ощущений, которую испытывает аутичный ребёнок.

Выясните, что доставляет особый дискомфорт вашему ребёнку: запах каких-то духов? Откажитесь от них! (И кстати, замечу для специалистов, которые будут читать эту книгу: если вы работаете с детьми аутичного спектра, то, как бы ни было грустно, вам придётся отказаться от использования парфюма с сильным запахом в рабочее время.)

Ребёнка беспокоят ярлыки на одежде, он решительно отказывается от тапочек дома? Срежьте ярлыки, позвольте дома ходить в одних носках! Подберите одежду из тех тканей, которые приятны вашему ребёнку.

Звук в кинотеатре слишком громкий? Отложите посещение кинотеатра на более позднее время, когда немного скорректируете его повышенную чувствительность или предусмотрите беруши для ребёнка!

Свежие овощи и фрукты невыносимо хрустят? Не нужно заставлять ребёнка есть их, потушите или отварите их и т.д.

Самое главное, что нужно понять в этой ситуации: порой ребёнок ведёт себя "невыносимо" не из пустых , ему действительно очень некомфортно .

Часто, описывая сенсорные особенности людей с аутизмом, говорят только о гиперчувствительности (повышенной чувствительности) к прикосновениям или звукам. Но сенсорные проблемы при аутизме также могут включать:

  • гипочувствительность (пониженную чувствительность), когда раздражители не воспринимаются, если не являются очень громкими или болезненными. Это создаёт много проблем в быту: ребёнок спокойно кладёт ладошку на раскалённую плиту или не чувствует, что из крана течёт кипяток;
  • синестезию, когда одно чувство воспринимается как другое;
  • а иногда и крайние изменения в чувствительности.

Эти проблемы могут относиться к абсолютно любому чувству, включая проприоцепцию (ощущение положения тела в пространстве) и вестибулярный аппарат (ощущение движения).

Но все эти особенности говорят нам только об одном: нельзя оценивать ребёнка с аутизмом с позиций наших представлений о том, какие ощущения приятные, а какие ужасные, и в этой области нужно позволить ему самому решить, что для него приемлемо, а что - нет, следовать за ребёнком, а не заставлять его насильно приспособиться к нашим меркам и критериям.

Часто с повышенной чувствительностью связаны и необычные страхи: ребёнок может бояться меховых игрушек, кожаной одежды, животных и птиц, которые ведут себя непредсказуемо и издают резкие звуки (здесь может наблюдаться огромное разнообразие: голуби, маленькие собачки, кошки и т.д.), бытовых звуков (фен, стиральная машина и т.д.).

Со страхами можно и нужно работать, но, опять же, предварительно выяснив, что именно доставляет дискомфорт, и избавляться от них постепенно, не бросать ребёнка в травмирующую для него ситуацию, чтобы он переборол страх: в случае с аутизмом это может привести к тому, что ребёнок ещё глубже уйдёт в себя.


Лечат ли животные аутизм?

Порой для того, чтобы преодолеть страхи, советуют завести дома животное. Но этот совет очень неоднозначен, потому что, во-первых, вы не можете быть до конца уверены, что ребёнок, столкнувшись с необходимостью находиться круглосуточно рядом с животным, преодолеет страх, а не станет бояться ещё больше.

Во-вторых, эта идея должна нравиться вам самим: если вы боитесь или не любите животных, то получите дополнительный источник стресса, связанный с необходимостью заниматься ещё и уходом за этим источником.

Я рекомендую начать с зоопарка, обычного или контактного, попробовать канис- или иппотерапию (терапия с использованием собак или лошадей), посмотреть на реакцию ребёнка и только после этого принимать решение, так ли уж необходимо животное в доме или достаточно общения "на стороне".

К сожалению, ни лошади, ни дельфины, ни собаки не лечат аутизм. Однако общение с животными в рамках целенаправленной терапии может улучшить состояние ребёнка за счёт положительных впечатлений, сенсорных ощущений, нового и непривычного опыта взаимодействия, двигательной нагрузки. Так что если ни вы, ни ребёнок не возражаете против такого опыта, стоит попробовать.

Комментировать статью "Невыносимые ощущения: зачем ребенку с аутизмом сенсорная интеграция"

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Добрый день! Очень прошу откликнуться тех, кто в теме диагностики аутизма. В семье родственников возникла необходимость уточнить ситуацию с ребенком.

Обсуждение

Я бы посоветовала только к Макарову И.В., он известный детский психиатр, принимает в Бехтерева, это в Санкт Петербурге, у него свое отделение. К нему со всей страны везут, особенно с аутизмом. Есть такое мнение, что психиатры Москвы больше любят ставить аутизм и шизофрению, а Питерская школа - нет. Пусть съездят к нему - он чудесный человек! К тому же главный врач по Северо-западу.

20.02.2016 21:11:22, Солнце80

Что такое сенсорная интеграция? Почему она играет такую важную роль в процессе развития ребенка? Что можно узнать по итогам профессиональной диагностики по нарушениям сенсорной интеграции? Как ощущения от нашего тела связаны с развитием интеллекта и...

В чём разница: сенсорная алалия и аутизм? По мне: так одно и то же. До 6 мес ребенок с алалией развивается в сответсвии с онтогенезом далее начинаются нарушения Вернике доказал что вот этот самый пучок (зона Вернике) при травме у ВЗРОСЛЫХ людей вызывает сенсорную...

Обсуждение

Ну вот у моего сына сенсорная алалия диагностированная еще в 1 г 10 м и не раз подтвержденная и неврологами и логопедами и психиатром
и справка от психиатра етсь, что у деточки нет аутизма
сенс алаллия в тяжелой степени с полным (ПОЛНЫМ) не пониманием речи до 3 л 6 м и нарушением фонематического слуха на обоих ушах до грубого
он очень сильно отличается от аутистов, хотя аут черты были видны в младшем возрасте
скажу честно - сенсорных мало - по пальцам персчитать

Девочки, да всё понятно. Но всех кого я видела, это не СА, это РАС. Но похоже что родителям так спокойней чтоли. Как раз мне это очень понятно. Спрятался и вроде в домике, как страус.Хуже, что как Грушенька из Карамазовых сами со временем верят в то, что придуамли и нет ГЛАВНОГО -АВА.

Нарушение сенсорной интеграции. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных Нарушение сенсорной интеграции. Мамочки, вы сами с такими детьми дома занимаетесь или водите к специалистам?

Обсуждение

Буквально вчера от психологов. У нас та же проблема, страдает сенсорика, как говорят психологи "тело". По голове развит лучше многих, а с ощущениями - дыра. Так же присоветовали У.Кислинг и еще книга с конкретными упражнениями Сара Ньюмен " Игры и занятия с особым ребенком",там в том числе и сенсорное развитие. Я по скачивания не большой спец, купила в магазине (Москва), цена терпимая - 240 руб.

Есть книга Уллы Кислинг "Сенсорная интеграция в диалоге", они работали с Айрес вместе и там много ссылок именно на исследование Айрес. Ее вы легко найдете в интернете.
Мы ездили к специалистам. Но поскольку это далеко/дорого/сложно попасть, то мое мнение, что 90% работа дома и только для уточняющих вопросов и корректировок нужно ездить к специалистам.
Сколько вам лет? Какие результаты? Нам 8, дома с 1,5. Узнала об этой теме лет с 4х. Как это работает в процессе занятия вижу, но чтобы результат перенесся в реальную жизнь... УВЫ. Специалисты говорят, вы не представляете что было бы без занятий. ХЗ.
Удачи!

23.08.2013 09:42:54, Юлия_не получилось авторизоваться 26.07.2012 13:42:50, другие

Ребенку-2,3. Я получила ребенка в 5 лет - запас слов 0- 16. Из них - 4 глагола. Полное непонимание речи. Истерики, гневные припадки, битье об пол всеми частями тела. Идя по улице, смотрела только на свои ноги. Чтобы она на что то посмотрела, прихлдилось брать ее за голову, попорачивать в нужном направлении и ждать когда она хотя бы посмотрит в нужную сторону. Ела только определенную еду и никаких изменений в ней не признавала. Просто прекращала есть.Полная неконтактность с людьми любого возраст (дети, взрослые, мужчины, женщины, бабушки). Диагноз был - РДА, УО с органическим поражением головного мозга, ЗРР, ЗППР. Инвалидность поставили сразу же. На данный момент - 10 лет. Находится на учете у психиатра. Принимает периодически курсами препараты. Учится в школе для детей с отставанием в псих.развитии. Но в остальном - читает, шьет, играет, нацчилась общаться и играть с детьми, хорошо считает - с примерами никаких проблем нет, с задачи - намного сложнее., Пересказывать к 3-му классу прочитанное начилась. Хотя в 7 летнем возрасте не могла рассказать сказку про курочку Рябу. В меру послушная, в меру шкодливая. Любит что то делать на кухне, научилась пользоваться кухонными весами, хотя меры веса и длины ит.д. очень трудно давались и не совсем осознанно. Так то не отчаивайтесь. Просто идите дальше. Да, времени вы потратите на освоение чего то немножко больше, но результат будет. В школе ее любят. Почитайте книгу по ссылке и поройтесь еще на этом сайте в библиотеке. Детки - аутисты - сложные, но очень красивые и тем ценнее потом отдача от них. Успехов вам. Если что - пишите, накидаю Вам еще ссылок по аутизму.

26.07.2012 12:41:34, LenaPPP

Аутизм - есть определенные признаки. Ребенок боится сильного шума? По аутизм, конечно, есть смысл почитать, но я бы советовала ПЕРЕД этим почитать еще про госпитализм и особенности поведения и развития малышей, живущих без мамы в учреждении с 7 мес.

Обсуждение

Аутизм- есть определенные признаки. Ребенок боится сильного шума? Ребенок склонен к повторным движениям? Ребенок соблюдает ритуалы? Ребенок выборочен в еде? Ребенок бьется о твердые предметы?

Есть ряд заболеваний, при которых схожие с аутизмом симптомы, самый распространенный- это синдром разлучения с матерью, госпитализм. Он проявляется именно в отрешении от реальности, взамедленном физическом развитии итыды, можете в сети почитать

Также бывают пищевые непереносимости, вводящие ребенка в подобно-наркотический транс.

А еще детей иногда обкалывают препаратами, чтобы не сильно шумели и мешали.

Я взяла неходящего апатичного ребенка 2хлет, который был развит на еле-еле 11 месяцев. Через годдома он стал развит на хорошие 11 месяцев. ЧЕрез полтора года дома он начал говорить, собирать пирамидки и вообще развит на хорошие полтора года. Мы продолжаем работать.

Очень советую-
1.походите к ребенку много и часто. Пару недель по несколько раз в неделю. И смотрите как развивается ситуация.
2. без пирамидок. С собой возьмите разные машинки, мыльные пузыри, воздушные шарики, музыкальные игрушки и простейшие! музыкальные с кнопочками книжки, барабан, свисток их которого очень легко извлечь звук.
3.позвоните в Родительский Мост в Питере (есть сайт) тематическому психологу Дорофеевой Татьяне. Консультации для принимающих семей бесплатные. Она очень компетентный и хороший специалист и приятный человек. Сможет вас проконсультировать.
4. Вы можете показать ребенка неврологу и психиатру, только таким, которые знакомы с тематическими детьми.

Удачи! Дети в ДР часто депривированнные и могут именно так не идти на контакт, тем более в первые разы. НО- аутизм вещь серьезная- так что смотрите как будет развиваться ситуация и проконсультируйтесь.

Раздел: Родительский опыт (ребенок аутист 8 лет). Куда деваются дети с аутизмом после 8-10 лет? Практически никакой коммуникации нет, навыков самообслуживания почти нет. Так вот, почему накрыло. Мы довольно много гуляем, но я вообще не вижу таких детей.

Обсуждение

Живут дальше. Нам 12 лет, учимся вкоррекции, когда ездили на фестивали, праздники городские, на которых были коррекционные школы - сколько угодно парней с пальцами в ушах, потихоньку жужжащих и т.д. В народ с выросшим ребёнком выходить сложнее. Мы ходим на занятия, экскурсии, в театр,но поведение Дениса это позволяет. Нужно отметить, что приучение к транспорту, формирование стереотипа учебного поведения потребовало много сил. Возвращайте своего сына, помогайте ему, ищите. Эти дети могут доставить много радости.

Редко бывает, чтобы по внешнему виду вы бы сразу поняли, заметили.
Вроде бы я много читала, видела детей, у самой ребенок не без проблем (было хуже), прихожу к подруге, общаюсь с мальчиком 14 лет, потом она сообщает, что у него официально стоит именно аутизм. Я была очень удивлена. Он учится в кор. школе, ездит сам, дома полы намывает, продукты носит и т.д. Я поняла, что с интеллектом проблемы, да, но у меня аутизм не всплыл. Так что они не исчезают, просто в глаза не бросаются, так как другие особые дети.

20.05.2010 15:37:18, ЛяМур

Мамам аутистов и сведущим (длинно). Аутизм. Другие дети. Аутизм - не болезнь, это нарушение развития. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия...

Обсуждение

В мое отстутствие дискуссия развилась. Попробую еще раз сакцентировать какие-то моменты, которые как мне кажется недопоняты. Вот уж действительно аутист аутисту рознь. Нам повезло очень - мы имеем замечательнейшую смесь - и гиперактивность, и отсутствие речи, и далеко не отличное ее понимание (абстрактные вещи вне нашего разумения), и неврологические проблемы тоже. Проводить беседы о хорошем поведении безрезультативно, к великому моему сожалению. Стояние в углу для него продолжение игры..С терапистами АВА мы занимаемся почти 3 года, да, они не сертифицированы, но, по-моему, таковых в России и нет. Мы пытаемся переводить его агрессию на что-то другое. Когда он злится на занятиях что у него что-то не получается можно подсунуть ему мячик, чтобы он его помял. Иногда срабатывает. НО там обстановка немного другая, он занимается вообще-то с удовольствием и критические моменты не так часто возникают. Пробовали озвучить эмоцию, тк повторять он, в принципе, повторяет, типа - Я злюсь. Ну говорит он эту фразу, но слово для него ничего не значит:(Оно его ощущение не передает. У меня, у взрослого и контролирующего свое поведение человека иногда возникает желание хлопнуть дверью или грохнуть тарелку об пол, если меня не очень понимают. Ну а это ребенок, который по-другому донести до нас свои чувства и ощущения не может.... Ему хочется показать что он недоволен, но у него нет других способов... Я ведь вроде нигде не написала что с завтрашнего дня сажаю его на нейролептики и ничего больше делать не планирую... тем более я НЕ собираюсь класть его в больницу. У меня есть опыт лежания в стационаре психически здорового, но маленького ребенка, одних суток, пока я собирала анализы - удручающее было зрелище. Этого дитенка я не отдам, минусы для меня перевешивают все плюсы. Меня интересует, вдруг у кого-то был опыт применения каких-то лекарств, о которых я еще не знаю, котрые немного бы сгладили "бурность проявления чувств". Ведь какие-то ситуации я все равно изменить не смогу..

У меня ребенок-аутист, 6 лет, тоже оформляем инвалидность через 6ую больницу. Был там в июле-августе, во 2м отделении. Вот честно: Ничего ужасного я в больнице не увидела. Очень хорошие воспитатели, стараются детей разговорить как могут. Тима стал после больницы стихи читать - до этотго не слышала от него, движения повторять, и, самое главное: очень хочет ходить в сад. Все спрашивает, когда пойдет. Предыдущая попытка похода в сад была очень неудачной. Вообще это отделение - не знаю как другие - похоже на очень хороший детский сад. Нигде не видела, чтобы так с детьми носились.
Насчет медикаментозной загрузки - разницы не заметила. Ни в худшую, ни в лучшую сторону. Эффект от препаратов заметен через длительное время.
Я не жалею, что ребенка положила. Он там детей заметил, сейчас пытается "вступить в контакт".
Еще положительная сторона, очень важная для нас - он там стал спать по часам. Это так удобно, когда в 9 ребенок уже в постели спит, раньше до 12 по дому болтался.
Единственное, у меня ребенок спокойный довольно, бьет редко и несильно, а агрессивных, кто не может с другими детьми - сажают в "наблюдалку", одних. Наверно, это не здорово.

Вообще у детей с аутизмом часто нарушено сенсорное восприятие. У нас в Израиле специально проводят им терапию, в нее входят и игры с Аутизм - диагноз и лечение в Израиле. Лечение аутизма методом краниальной терапии. Отдых с ребенком в Израиле: цены, море, экскурсии...

Обсуждение

Мы на море ездили 3 года назад. Выбрала город Ейск. Отдыхали на турбазе "Прибой". Все прошло замечательно. Правда, мы в тот период на пили таблеток. А сегодня нам уже 14 лет. Вот так.

Может поздно я в тему вклиниваюсь но нам тоже на море нельзя а почему? Потому что мы пьем психотропные и нам загорать нельзя может быть побочный эффект наш врач обьяснила мне так.Может и у вас та же проблема. Лариса.

Обсуждение

autizm ehto ne prosto zamknutost", vy srazu uvidite autista, ne sputatesh" ni s chem, tak chto ne perezhivajte

смотря какой возраст у крошки?. если до двух лет, то можете особо не переживать - нормальные психиатры такое не напишут. возможно ребенок недавно поступил из неблагополучной семьи, или до сих пор под действием к-л. стресса. в ДД любят ставить диагноз на глазок, а в данном случае неумение ребенка установить продуктивный контакт, скорее всего и спровоцировало подобный вывод. короче, надо лично пообщаться с малышом. если что-то насторожит - будете думать. если все ок. - то и думать не стоит.

Вчера были в невромеде у Циркина. Аутизм. Другие дети. Мне свои ощущения от рисполепта рассказывала молодая женщина, которая страдала шизофренией. Голоса у нее пропадали и способность делать логические выводы тоже пропадали.

Обсуждение

долго думала,что и как написать.всё нижеследующее-
это только мой опыт.
психиатры аутизм не любят,потому что мало в нем понимают.потому что этот диагноз ставят ОЧЕНЬ редко,да и ставить его начали совсем недавно.всё всегда гребли под "королеву совет..."тьфу,россий-ской психиатрии-а именно раннюю дет.шизофрению.каков-ый диагноз мы в 6 благополучно огребли и сидели почти 1,5 года на тяжелых нейролептиках (начали этаперазином,кончили галаперидолом). на минутку-ребенок не агрессивный,нет и никогда не было самоагресии,в принципе он довольно легкий (смотря с чем,конечно,сравнива-ть).
вот эти 1,5 года вычеркнуты из реабилитации напрочь. т.е. если лечить аутизм как шизофрению-для которой и были придуманы нейролептики...вот лично мы ничего,кроме вреда здоровью и упущенного времени не получили.
заметьте,я не говорю,что шизоф.не существует и её не надо лечить,или нет такого состояния,как аутизм в рамках шизофрении.
НО! когда вы приходите к врачу,он ОБЯЗАН поставить диагноз и назначить лечение-иначе зачем приходили-то?
сейчас у нас занятия+невролог+совсем недавно подключился гомеопат. самое главное-у него прогресс,причем видный не только мне.
вообще в принципе,аутизм имеет очень много причин,и искать их можно ОЧЕНЬ ДОЛГО И ДОРОГО.найдешь-считай повезло.
генетика,диета,психи-атрия-каждому свое помогает, вот только никто не скажет,что именно поможет вам:(((.
а если кто-то скажет,что да,вот только платите и всё будет супер-бегите сразу.не бывает такого.
платить стоит только за хорошие занятия,подходящие именно вам.ну а что из медицины вы подключите-решайте сами.но нейролептики в три года я бы не стала.
есть еще очень много заморочек с биомедлечением.я не разбиралась,потому имхо-ну не вижу я у своего каких-то проблем с пищей и т.д.-все всегда ел без выборочности и замороченности.вот имхо-если есть избирательность в еде,или вы реально видите,что от чего-то у дитя крышу сносит-стоит там копать.у нас этого нет и не было -ну и я не стала.
опять же имхо-стоит посетить генетика,мы посещали.рез-ты на ген синдром отриц,обменные не сдавали,наш невролог сказал-не стоит.я ему верю.
вот еще хорошие ссылки
http://www.osoboedet-stvo.ru/x/viewthread-.php?tid=613

11.02.2009 22:55:21, Ольга местная

Про Мартенса.
Мы у него лечились. (Трахеит и хр. ларенгит). результатов никаких абсолютно. Общаться с ним тяжело. Когда препарат не подходит, звонишь ему (каждый звонок был подвигом для меня), онназначает следующий, когда следующий не подходит, он начинает обвинять тебя, что тип ребенка был неправильно описан и т.д. и т.п., а потом он уезжает в Непал и ты его вообще никак достать не можешь.

но детям моей подруги он помогал, с первого приема шариков.

Раздел: Аутизм (кем вырастают аутисты). Мой ребенок - аутист! Очень хорошее чувство ритма и пластика (при слабой координации движений, т.е. например куда-то залезть - не проблема, а вот слезть отттуда почти всегде сопровождвется истерикой) Перевод агрессии...

Обсуждение

Лечить надо ребенка и концентрировать свои силы на этом.
По Вашим вопросам видно, что не так все плохо у Вас, так что ищите способы борьбы с этой болезнью, а не то как с ней жить:-)
Удачи!

1. как жить с этим дальше? кем они вырастают - аутисты? чего нам ждать от будущего?
За всех кто же вам скажет... аутисты такие разные, одни смогут адаптироваться в общество, другие нет.
2. какие профессии для них подходят?
есть такой стереотип, что все программисты - аутисты. Но в то же время у аутистов часто проблемы с математикой. Вообще, не думайте в пять лет о профессиях, решайте более насущные проблемы..
3. могут ли они сосуществовать в обычном коллективе? (в обычной школе, например)
Да, такие случаи имеются.
4. могут ли они заниматься спортом? какие виды спорта для них оптимальны?
5. СДВГ и аутизм - они взаимно исключают друг друга или могут быть в человеке вместе?
могут
6. ему постоянно нужно до всех дотронуться, "ткнуть", ударить при случае - что с этим делать? (это, пожалуй, самая большая проблема на этом этапе)
Ударить - спокойно, но решительно пресекать. Ткнуть - оборачивать в игру. Дотронуться - оборачивать в свою пользу, дотрагиваться в ответ, сводить в шутку, использовать в целях развития коммуникации, пробовать разные варианты реакции.
7. насколько уместна строгость в воспитании аутистов? вообще, насколько они "воспитуемы"?
Уместна, но для каждого ребенка в индивидуальном размере. Воспитуемы, как и все другие дети.
Работайте в направлении выставления правильных границ, что-то нельзя категорически, что-то всегда можно, а что-то можно или нельзя по ситуации, вот тут-то начинается самое интересное, это материал для обучения общению. Учите сына общаться сначала с близкими, и по-возможности с чужими, постепенно расширяя круг.

08.10.2003 20:36:59, Гончарова Инна

http://www.vera-i-svet.ru/
"Вера и Свет" – общины для умственно отсталых людей, их родителей и друзей, цель которых общение, дружба, словом, построение человеческих взаимоотношений и общественных связей между умственно отсталым человеком и обществом самыми разными способами, в том числе и через Интернет.

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

В особой помощи нуждаются дети с аутизмом (от греч. autos - сам), имеющие сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенченских нарушений. Для этих детей характерны уход в себя, отчужденность и отрешенность, наличие моторных и вербальных стереотипов, ограниченность интересов, нарушения поведения. Ранний детский аутизм до­статочно распространен, примерно 20 случаев на 10 000 детей (Д. Н. Исаев, 2002). По другим данным, один из 10 детей с умственной отсталостью имеет данное нарушение, которое не всегда правильно диагностируется.

Суть нарушения при аутизме заключается в том, что мозг у данного ребенка обрабатывает сенсорную информацию ина­че, чем это происходит у здорового человека/ Лорна Винг (Англия, 1981), психиатр-консультант Центра социальных и коммуникативных болезней, выделяет триаду нарушений при аутизме: нарушения социального взаимодействия, средств коммуникации, воображения и социального поведения. Но все-таки эти нарушения, которые бесспорны, являются по­следствиями расстройства у детей эмоционально-волевой сфе­ры. Для них свойственно искаженное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Первое описание раннего детского аутизма принадлежит Лео Каннеру (США), который в 1943 г. сделал заключение о наличии особого синдрома и выделил наиболее характерные клинические черты рассматриваемой категории детей. Аутизм называют еще синдромом Каннера. Ученые считают, что при­чиной аутизма являются органические нарушения централь­ной нервной системы, обусловленные генетическими фактора­ми, родовыми травмами, вирусными инфекциями у беремен­ной женщины. Аутизму чаще подвержены мальчики, чем девочки, соотношение примерно 4:1, но имеется и противопо­ложное мнение: больше с аутизмом девочек. Аутизм встреча­ется у людей с разными степенями умственной отсталости. Есть люди, обладающие средним, а иногда даже незаурядным умом. Но все же считают, что примерно 75 % таких людей имеют умственные ограничения в легкой или тяжелой форме. Диагностика аутизма базируется на выделении в большей или меньшей степени основных специфических признаков: равнодушия, отчужденности (ребенок проявляет полное без­различие к своим сверстникам); пассивности (ребенок стре­мится к уединению, не проявляет никакой инициативы, а если проявляет активность, то странную, так как ведет одно­сторонний разговор, не выслушивая ответы); эхолалии (бес­смысленного повторения фраз, слов); стереотипных действий (повторяющихся, навязчивых движений). У этих детей на­блюдаются нарушение речевого развития (речь автономна, эгоцентрична, оторвана от реальности), различные страхи, боязнь телесного и зрительного контактов.

О. С. Никольская (1997) выделяет четыре основные груп­пы детей с аутизмом.

К 1-й группе относятся дети с отрешенностью от внешней среды. Для них характерны наиболее тяжелые нарушения: они не имеют потребности в контактах, не овладевают навы­ками социального поведения, у них, как правило, не наблю­дается стереотипных действий. Они требуют внимания родителей, полностью беспомощны, почти не владеют Р1авыками самообслуживания. В условиях интенсивного психолого-педа­гогического сопровождения эти дети смогут ориентироваться в домашней обстановке, элементарно себя обслуживать.

Дети 2-й группы отвергают внешнюю среду. Они более контактны по сравнению с детьми 1-й группы. Но страх у них сильнее, чем у других категорий детей с аутизмом. Аф­фекты, протест вызывают изменения в поведении даже в при­вычной среде. Считают, что дети уходят от неприятных пере­живаний посредством аутостимуляции. Это могут быть повто­ряющиеся движения (перебежки, бег по кругу), сенсорные действия (подергивание уха, закручивание ленточек, нюханье флакончика), речевые стереотипии (повторение фраз, стихов, припевов). Можно предположить, что эти действия вызывают у детей приятные эмоции, они заглушают неприятные впе­чатления от ближайшего окружения. Некоторые дети бо­лезненно привязаны к матери, не переносят ее отсутствия. В контакты вступают неохотно. Отвечают односложно или молчат. При своевременно организованном психолого-педа­гогическом сопровождении дети этой группы могут быть подготовлены к обучению по программе общеобразователь­ной или вспомогательной школы.

В 3-ю группу выделяют детей с замещением внешней сре­ды. Их поведение ближе к психопатоподобному. Возможны немотивированные вспышки агрессии. Дети эмоционально обеднены, но у них более развернутая речь, чем у детей 1-й и 2-й групп, они несколько лучше адаптированы в быту. При своевременном и правильно организованном психолого-педа­гогическом сопровождении они могут учиться в общеобразова­тельной школе.

Дети 4-й группы характеризуются сверхтормозимостью окружающей средой. У них менее выражены аутистические признаки. Они усваивают поведенческие штампы. Их настрое­ние зависит от эмоциональных реакций окружающих людей. Такие дети остро реагируют на резкие замечания, пугливы в контактах, пассивны, сверхосторожны, но любят природу, животных, поэзию. Нередко обнаруживают одаренность в ка­кой-то области. Они, как правило, могут обучаться в общеоб­разовательной школе.

Можно видеть, что категории детей с аутизмом отличают­ся большим разнообразием. Выделяют наиболее часто про­являющиеся нарушения: стремление к изоляции, странности в поведении, манерность. Эти дети испытывают необходи­мость в том, чтобы вещи находились в строго установленных местах, отсюда - всякое изменение вызывает дискомфорт. Испытывают потребность в месте для уединения, но присоеди­няются к другим, если на этом настаивают. Их общение одно­стороннее: говорят, не выслушивая других, не вникая в чу­жую речь. Можно наблюдать неуместный смех и хихиканье, бессмысленное повторение слов собеседника. Эти дети избе­гают телесного прикосновения и контакта глаз. У них нет реальных представлений об опасности. Воспитание такого ребенка в семье вызывает большие сложности. Интеграция в мир обычных детей требует терпения, понимания, осторожности. В школы интегрируются дети, относимые к 3-й и 4-й груп­пам, в центры коррекционно-развивающего обучения и реа­билитации - дети 1-й и 2-й групп. По данным Института коррекционной педагогики Российской Академии образования (1999) при своевременной и правильно организованной кор­рекционной работе 60% детей с аутизмом получают возмож­ность обучаться по программе массовой школы, 30% - по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррек­ция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20-30% адаптируются относительно - они нуждаются в по­стоянной опеке, и лишь 2-3% достигают удовлетворитель­ного уровня социальной адаптации.



Интеграция детей с аутизмом может быть возможной при условии, что окружающие с пониманием отнесутся к их странностям. Необходимо настроиться не на изменение поведения ребенка, а на приспособление к его особенностям развития. Первый шаг к интеграции - это признание права ребенка на особенность. Не ребенок с аутизмом адаптируется к своему окружению, а, наоборот, взрослые и дети приспосабливаются к нему.

Для педагогического персонала и родителей важно пони­мание природы аутизма. Бельгийский ученый Тео Питере (1984, 2002) считает весьма важным признание того, что это не болезнь, не психическое заболевание, не психоз. Аутизм квалифицируется как искаженное развитие, первазивное нарушение, что означает «качественные нарушения в не­скольких областях» . Как известно, нарушения касаются приобретения когнитивных, речевых, моторных и социальных навыков. У детей признается нормальность ин­теллекта, но учить их необычайно трудно. Аутизм как перва­зивное нарушение располагается между умственной от­сталостью и трудностями в обучении. Признание того, что аутизм - это не болезнь, означает, что уповать нужно не на врача, который сделает больного «нормальным». Ребенок нуждается в постоянном, квалифицированном медико-пси­холого-педагогическом сопровождении, которое позволит раз­вить ребенка в рамках имеющихся параметров, подготовить его к взрослой жизни, чтобы он мог функционировать в об­ществе под постоянным патронажем профессионалов, которые в нужный момент могут прийти на помощь. Дети с аутизмом требуют взаимодействия медиков и педагогов. Только комп­лексный целостный подход может быть эффективен. От роди­телей и педагогов требуется признание того, что дети с аутиз­мом нуждаются в понимании, в дополнительной поддержке. Специализированная помощь нужна на протяжении всей их жизни; они нуждаются в лечении и обучении одновременно. Организация помощи может быть разной. Например, дети могут обучаться дома, а помощь получать в центрах коррек-ционно-развивающего обучения и реабилитации; могут обу­чаться в специальных классах (группах) школ.

Обратимся к содержанию педагогического сопровождения детей с аутизмом, к особенностям их обучения. Эти дети, как уже отмечалось, очень разные. Есть среди них с «синдро­мом Аспергера» (этот термин используется для лиц с аутиз­мом, имеющих высокий уровень интеллектуальных способ­ностей), есть и дети 1-й и 2-й групп, имеющие весьма огра­ниченные возможности для интеллектуального развития. Все дети с аутизмом нуждаются в структурировании среды оби­тания, в создании условий, которые облегчили бы им жизнь. Педагог исходит из того, что ребенок имеет право на особые условия, соответствующие его особенностям.

Интеграция детей с аутизмом может начаться только по­сле планирования пространства и создания условий для учебы. Лучше всего сначала обеспечить детям максимальную защиту. Это достигается посредством реализации принципа «пространственного планирования». Для этих детей создается адекватная, предсказуемая, обусловленная имеющимися нарушениями среда. В домашних условиях ребенок при аутизме нуждается в возможности уединиться, ему нужна отдельная комната. Ребенку отгораживают место, оставляют в комнате самое необходимое: стол, стулья, полку для книг и игрушек. Мебель максимально безопасна. Все предметы имеют строго определенное положение. Даже человеку с нор­мальным развитием облегчает жизнь упорядоченность, когда вещи занимают определенное место. У ребенка с аутизмом, отличающегося инертностью мышления, любое изменение вызывает стресс, дискомфорт. Количество предметов ограни­чено, так как они мешают ребенку сосредоточиться, его отвле­кают. В классе, в группе организуется для этих детей соответ­ствующее пространство. Принимается во внимание, что поме­щение должно иметь хорошую звукоизоляцию - дети плохо переносят шум, громкую речь. Для некоторых учеников от­гораживаются отдельные «кабины». Ученическое место с трех сторон (сзади и по бокам) ограничивается непрозрачными панелями. Ученик имеет возможность смотреть вперед, он видит учителя, слушает его указания. Учитель использует ключевые слова, он мало разговаривает, дает четкие и лако­ничные указания. Такие места (кабины) помогают ученику концентрировать внимание. В Швеции (в Центре реабили­тации, который посещала группа белорусских специалистов), кабинки выгорожены панелями черного цвета. Если в семье обставляется комната ребенка, то учитывается, какие вещи он хотел бы иметь и где они должны, по его мнению, рас­полагаться. Внесение изменений, корректив бесполезно и для ребенка болезненно. Не нужно объяснений и пояснений, нуж­но принимать ребенка таким, каков он есть, создавая благо­приятную среду для его повседневного обитания и развития. Организовав пространственную среду, учитель осваивает правила общения с детьми при аутизме. Требуется, чтобы он в своем поведении был спокойным, уравновешенным. Не следует стоять близко к ученику, это может его напугать и быть для него неприятным. Обращаясь к ученику, учитель начинает разговор с его имени. Говорит краткими предложе­ниями, негромко. Между ними делает паузы, что облегчает понимание. Не рекомендуется начинать занятия с вопроса. Важно установить контакт с детьми. Учитель терпелив и не торопит учеников во время деятельности или ответа, он об­щается не только посредством речи. Общению помогают улыб­ка, жесты, физические контакты (прикосновение), последнее приятно ребенку.

Английские ученые Лорна Винг и Джудит Голд (2000) считают важным в работе с детьми при аутизме реализацию принципа создания видимости времени . Качественные изме­нения при аутизме обусловливают и нарушения в ощущении времени. Слова, выражающие временные представления, не воспринимаются. Возникает задача сделать время зримым. Переход от одного вида деятельности к другому может вы­звать взрыв ярости из-за неподготовленности и непонимания, что происходит. Необходима практическая помощь, чтобы ученик мог проследить смену событий. В этих целях поэтапно вводятся символы. На первом этапе работы используются реальные предметы, которые делают для ребенка мир предсказуемым во времени. Например, тарелка символизирует обед, мяч - игру. Показывается тарелка - сообщается, что пора обедать, показ мяча означает, что пора играть. Второй этап включает в себя тренинг. Взрослый отводит ребенка в нужное место согласно предписанию, которое выражается предметами. Третий этап связан с выбором символов, кото­рые соотносятся с предметом. Целью является не выбор пик­тограммы, а достижение самостоятельности ученика. Симво­лы позволяют планировать время - дети работают по плану, выраженному значками. Ученик выполняет определенную работу и убирает или перекладывает в другую сторону рису­нок-символ. В результате он знает, чем будет заниматься, каков его распорядок работы, чем завершится деятельность. Расписание, выраженное символами, используется в условиях класса, семьи. Люди с аутизмом имеют потребность в плани­ровании в течение всей жизни.

Важным в педагогической работе является принцип визуа­лизации . Аутизм сказывается на качестве общения. У этих детей часто наблюдается эхолалия - постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным. Это искаженное сред­ство коммуникации, хотя происхождение эхолалически повто­ряющейся фразы не всегда можно проследить. При незнании иностранного языка трудно в предложении вычленить слова. Ребенок в повторяемой фразе тоже не выделяет слов, поэтому и не может воспроизвести их по отдельности. Эхолалия рас­сматривается некоторыми учеными как способ установления контакта. Считается, что при аутизме у детей есть потреб­ность общаться, но они не умеют этого делать, поэтому по­вторяют обращенную к ним речь. «Оля, ты хочешь поиг­рать?» - спрашивает учитель. «Оля, ты хочешь поиграть?» - повторяет девочка, тем самым выражая, что она хочет по­играть. Рекомендуется не реагировать на повторение фраз. В эти моменты лучше не смотреть на ученика. Можно под­сказать отдельные слова, чтобы выразить то, что хочет ска­зать ребенок. Эхолалия возникает оттого, что в общении с ребенком используется слишком много слов. Необходимо использовать минимум слов, между ними делать паузы для осмысления. Не следует разговаривать с ребенком, когда го­ворят другие дети, взрослые, если работают радио, телевизор. Для включения детей в общение могут быть использованы коммуникативные карточки, на которых есть рисунки, по­зволяющие выражать желания, мысли. Первоначально обще­ние происходит при минимальной вербальной коммуникации, которая для аутичных детей слишком абстрактна, а в силу инертности мышления трудна в использовании, так как тре­бует изменения, подстановки других слов, трансформации фразы. В обучении учитывают, что дети с аутизмом отчаянно стремятся к коммуникации, но как это сделать, они не знают. Учитель исходит из того, что суть коммуникации не в словах. Обратимся к отдельным примерам осуществления коммуника­ции аутичным ребенком.

Он передает просьбу, которая может быть выражена как невербальным, так и вербальным способами. Ученик просит машинку, указывая на нее, показывая картинку или прого­варивая: «Машинку, пожалуйста». Ученик выражает требова­ние внимания к себе указательным жестом на себя, звоном колокольчика или словами: «Я скажу». Отказ может выра­жаться словом «нет» или отбрасыванием предмета (маленькой игрушки). Ученик комментирует происходящее, т. е. учитель говорит отдельные слова (мяч, самолет, книга), а ученик показывает эти предметы или картинки с их символами. Таким же образом дети сообщают определенную информацию, спрашивают. Итак, коммуникация ведется не только на вер­бальном уровне, но и с использованием коммуникативных карточек с рисунками, символами. Процесс обучения адапти­рован к нарушениям развития детей. Не столько они пере­учиваются, сколько учитель постигает доступный для них способ общения. Эта коммуникация называется «дополни­тельной, поддерживающей, визуальной» . По ана­логии обучение, как и один из его принципов, также может быть названо визуальным.

Особенность обучения при аутизме состоит в том, что пер­вые буквы - это алфавит, содержащий визуальные символы.

Первый язык при обучении - это визуальный, а не вербаль­ный, который имеет высокий уровень абстракции и не всегда доступен школьникам. При визуальном способе коммуника­ции с учениками можно достичь понимания, их мышление становится более гибким, они включаются в совместную дея­тельность. Визуальные средства повышает самостоятельность школьников, помогают избежать пассивности. Ученики при­обретают функциональные навыки благодаря использованию этих средств.

Как известно, при аутизме дети выпадают из социального взаимодействия. Во многом это обусловлено тем, что они не понимают эмоций окружающих людей, являются социально незрячими. Мать разрыдалась, к ней подошел сын - аутичный мальчик - и стал вытирать слезы. Мать была растрога­на, она думала, что он хочет ее утешить. Но мальчик потро­гал слезы и рассмеялся: ему очень понравились слезы, свер­кающие на лице матери. Или: личный автомобиль врезается во встречную машину. Разбивается лобовое стекло. Все по­трясены: чудом остались живы. Девочка с восторгом кричит: «Лед, лед!». Ей нравится, как осыпается стекло, напоминаю­щее куски льда. (Темпл Грэндин, 1999.) Примеров социаль­ной слепоты много :

Человек-аутист приходит в банк, чтобы ограбить, угрожая пистолетом, потому что наблюдал в кино эту ситуацию. Без­нравственности поступка он не осознает и страха за содеянное не испытывает. Он не спешит уйти с места преступления, потому что воспринимает только внешнюю сторону действия. В футбольной команде вратарь, аутичный человек, стара­телен, ловок, им довольны. Но в ответственном матче ведет себя неадекватно. Вступает в ссору с судьей, ругает игроков, усиленно жестикулирует. Выясняется, что вратарь старатель­но готовился к матчу, просматривал кинофрагменты игр и наблюдал такую ситуацию, не анализируя, хорошо это или плохо. В игре позаимствованное было воспроизведено. Аутизм проявился в ответственный момент.

Для аутичных детей характерны стереотипные, повторяю­щиеся действия, которые могут приобрести ритуальный, устойчивый характер. У человека с нормальным развитием тоже имеются определенные ритуалы: приветствовать, благо­дарить, справляться о здоровье близких, делать утром заряд­ку, чистить зубы. Ритуальные действия облегчают жизнь. При волнении у нормального человека также можно наблю­дать повторяющиеся действия: он барабанит пальцами, ходит взад-вперед, кусает ногти.

Ритуальные действия детей с аутизмом обращают на себя внимание несуразностью. Например, возникает опасная ситуа­ция. Нельзя ожидать, что это поторопит, изменит ритуалы ребенка. Если ребенок всегда нажимает выключатель шесть раз, то, если провода оголены и выключатель сломан, дейст­вия будут те же. Термином «стереотипное поведение» ука­зывают на легкую форму нарушения, а термин «ритуальное поведение» означает, что нарушение приняло сложную, устой­чивую форму. Люди совершают ритуальные действия часто в стрессовых ситуациях. Это приносит успокоение. Аутичные дети фактически все время находятся в стрессовых ситуациях из-за непонимания того, что происходит, и непонимания окружающими их действий. Стереотипное поведение при аутизме - это реакция организма на тревогу и стресс.

Правила поведения взрослых при стереотипных действиях могут быть сведены к следующему: не пытаться помешать ребенку выполнять ритуальные действия. Таким образом он пытается справиться со страхом, успокоиться. Необходимо выяснить непосредственные причины ритуальных действий. Для этого отслеживается, когда, как давно такое поведение возникло и при каких обстоятельствах оно проявляется. Важ­но установить, как часто такое поведение возникает, что пред­шествует ритуальным действиям. Профилактика ритуального поведения - это не запреты на такие действия, не объяснение их несуразности, а предупреждение стрессов, изменение событий, устранение их отрицательных последствий. Важно установить, удовлетворяются ли потребности ребенка, не вызывает ли стресс шумное окружение, понимает ли ребенок предъявляемые ему требования. Если жизнь детей с аутизмом сделать легче и понятнее, а в этом может помочь ее струк­турированный и организованный характер, то ритуальные действия начнут уменьшаться.

Количество социальных проблем, с которыми сталкивают­ся дети при аутизме, велико. Уровень социальных навыков в адаптированных и неадаптированных ситуациях значитель­но отличается. Приоритеты программ социальной адаптации устанавливаются учителем и родителями вместе. Только коор­динированные усилия разных специалистов смогут оказать действенную помощь ребенку в его адаптации. Безусловным является признание, что развитие социальных навыков яв­ляется частью школьной программы. В процессе обучения отрабатываются навыки самообслуживания и ведения домаш­него хозяйства. Главным критерием эффективности обучения является функциональность учебных навыков, их включен­ность в действительность, практическая значимость. Если учебные навыки недостаточно функциональны, то их приме­нение в повседневной жизни будет крайне ограниченным.

Рассмотрим предпосылки успешной образовательной инте­грации детей при аутизме. Прежде всего следует признать, что эти дети могут быть интегрированы в образовательную среду только при условии, что для них созданы условия и их обучают специально организованным образом. Может быть создан класс аутичных детей. В класс (группу) обычных детей или с отклонениями в развитии могут быть включены 1-2 аутичных ребенка. В любом случае необходимо пони­мание и осознание особенностей, нужна иная стратегия обу­чения, чем та, которая приемлема для других категорий де­тей. Требуется адаптация среды к их нуждам, более широкое использование визуальных средств, координация усилий учи­телей и родителей. Т. Питере называет отправной точкой обучения детей с аутизмом обеспечение «обратной интегра­ции» . Это означает признание особых прав этих детей и необходимости обеспечения среды с максимальной защитой. Требуется глубокое осознание особенностей развития таких детей - того, что у них нарушены социальное и эмоциональное понимание, вербальная коммуникация. Каждый день для ребенка при аутизме - это борьба с реальностью, которая для него похожа на калейдоскоп. Обратная интегра­ция означает, что специалисты должны попытаться войти в мир ребенка, помочь ему в его нуждах и ни в коем случае не переносить на него модели из своей жизни. Учащегося напрягает речевое общение - с ним говорят мало, тихим голосом, трансформируя длинные речевые инструкции в от­дельные ключевые слова.

Важно понять, что большинство нарушений поведения при аутизме является средством выражения страданий ребенка, его переживаний но поводу неудачи. В обучении можно вы­делить три этапа. На первом этапе обучение носит развиваю­щий характер. В этот период родители и профессионалы пы­таются понять аутичного ребенка и определить, что он может делать. Вдумчивое изучение позволит, опираясь на интересы и сильные стороны ребенка, научить его учиться. В этот пе­риод дети нуждаются в визуальной поддержке или физичес­кой помощи (учитель стоит позади ученика, держит его руки своими руками, поправляя их). Физическая помощь - дей­ствия в четыре руки - может стать единственным средством получения результатов на первом этапе обучения.

На втором этапе обучение становится более функциональ­ным. Крайне важным является выбор тех навыков, которые необходимо сформировать. Это решение лучше принимать коллегиально: родителями и учителями. Важно отдавать себе отчет в том, что дети с аутизмом будут обладать только теми функциональными навыками, которым их обучили. Отсюда следует, что нужно обращать внимание на использование навыков в повседневной жизни, а не на заучивание правил поведения наизусть. Кинофильм «Человек дождя» эти особен­ности отлично проиллюстрировал. Герой - аутист - имел исключительные способности в области математики, бегло выполнял сложные арифметические действия. Но у него пол­ностью отсутствовали способности считать деньги или зани­маться покупками. Аутичные люди даже с высоким уровнем интеллекта очень непрактичны: у них могут быть трудности в применении знаний в повседневной жизни. В любом случае большого внимания требуют навыки ведения домашнего хозяйства и навыки использования свободного времени.

На третьем этапе осуществляется завершение образова­ния. В этот период ученик большую часть времени проводит там, где будет жить и работать. Период «умения учиться» сменяется периодом «умения работать» и завершается приоб­ретением «навыков работать». Среда, в которой будет жить аутичный человек, должна быть адаптирована, потому что это «другие» люди и они нуждаются в «другой» среде. Обу­чение аутичного ребенка не исцелит его, не избавит от аутиз­ма, но даст ему достойную жизнь. Необходима оптимальная интеграция, в которой существует баланс между миром обычных людей и миром лиц с аутизмом. Самые важные шаги к адаптации делают окружающие люди. Социальная активность, владение навыками социального взаимодействия являются наиболее трудными.

Профессор Калифорнийского университета, женщина, всю жизнь преодолевающая аутизм и достигшая успеха, - Темпл Грэндин - чувства аутичных людей выразила словами: «аутисты - как антропологи на Марсе» . Учителя, родители, общество должны научиться воспринимать детей и взрослых с аутизмом лучше, чем они в действительности могут быть. В этой, на первый взгляд, парадоксальной фразе заложен успех человека с аутизмом. Поиск упорядочения про­странства и времени такого ученика, развитие коммуникации, социальности - это его путь к счастью. Обучение и сопровож­дение детей с аутизмом специфичны, поскольку само наруше­ние специфично. Отношение к феномену аутизма и отклоне­ниям в развитии - показатель уровня и качества жизни того общества, в котором живет ребенок с аутизмом.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт