Перемещении при прямолинейном равноускоренном движении. Графическое представление равномерного прямолинейного движения - документ

21.09.2019

Вопросы.

1. Запишите формулу, по которой можно рассчитать проекцию вектора мгновенной скорости прямолинейного равноускоренного движения, если известны: а) проекция вектора начальной скорости и проекция вектора ускорения; б) проекция вектора ускорения при том, что начальная скорость равна нулю.

2. Что представляет собой график проекции вектора скорости равноускоренного движения при начальной скорости: а) равной нулю; б) не равной нулю?

3. Чем сходны и чем отличаются друг от друга движения, графики которых представлены на рисунках 11 и 12?

В обоих случаях движение происходит с ускорением, однако в первом случае ускорение положительно, а во-втором отрицательно.

Упражнения.

1. Хоккеист слегка ударил клюшкой по шайбе, придав ей скорость 2 м/с. Чему будет равна скорость шайбы через 4 с после удара, если в результате трения о лёд она движется с ускорением 0,25 м/с 2 ?



2. Лыжник съезжает с горы из состояния покоя с ускорением, равным 0,2 м/с 2 . Через какой промежуток времени его скорость возрастёт до 2 м/с?



3. В одних и тех же координатных осях постройте графики проекции вектора скорости (на ось Х, сонаправленную с вектором начальной скорости) при прямолинейном равноускоренном движении для случаев: а) v ox = 1м/с, a x = 0,5 м/с 2 ; б) v ox = 1м/с, a x = 1 м/с 2 ; в) v ox = 2 м/с, a x = 1 м/с 2 .
Масштаб во всех случаях одинаков: 1см- 1м/с; 1см - 1с.

4. В одних и тех же координатных осях постройте графики проекции вектора скорости (на ось Х, сонаправленную с вектором начальной скорости) при прямолинейном равноускоренном движении для случаев: а) v ox = 4,5 м/с, a x = -1,5 м/с 2 ; б) v ox = 3 м/с, a x = -1 м/с 2
Масштаб выберите сами.

5. На рисунке 13 представлены графики зависимости модуля вектора скорости от времени при прямолинейном движении двух тел. С каким по модулю ускорением движется тело I? тело II?

Графическое представление
равномерного прямолинейного движения

График скорости показывает, как изменяется скорость тела с течением времени. В прямолинейном равномерном движении скорость с течением времени не изменяется. Поэтому график скорости такого движения представляет собой прямую, параллельную оси абсцисс (оси времени). На рис. 6 изображены графики скорости двух тел. График 1 относится к случаю, когда тело движется в положительном направлении оси О х (проекция скорости тела положительна), график 2 - к случаю, когда тело движется против положительного направления оси О х (проекция скорости отрицательна). По графику скорости можно определить пройденный телом (Если тело не меняет направления своего движения, длина пути равна модулю его перемещения).

2. График зависимости координаты тела от времени который иначе называют графиком движения

На рис. изображены графики движения двух тел. Тело, графиком которого является прямая 1, движется в положительном направлении оси О х, а тело, график движения которого - прямая 2, движется противоположно положительному направлению оси О х.

3. График пути

Графиком является прямая линия. Эта прямая проходит через начало координат (рис.). Угол наклона этой прямой к оси абсцисс тем больше, чем больше скорость тела. На рис. изображены графики 1 и 2 пути двух тел. Из этого рисунка видно, что за одно и то же время t тело 1, имеющее большую скорость, чем тело 2, проходит больший путь (s 1 >s 2).

Прямолинейное равноускоренное движение – самый простой вид неравномерного движения, при котором тело движется вдоль прямой линии, а его скорость за любые равные промежутки времени меняется одинаково.

Равноускоренное движение – это движение с постоянным ускорением.

Ускорение тела при его равноускоренном движении – это величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за которое это изменение произошло:

→ →
→ v – v 0
a = ---
t

Вычислить ускорение тела, движущегося прямолинейно и равноускоренно, можно с помощью уравнения, в которое входят проекции векторов ускорения и скорости:

v x – v 0x
a x = ---
t

Единица ускорения в СИ: 1 м/с 2 .

Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

v x = v 0x + a x t

где v 0x – проекция начальной скорости, a x – проекция ускорения, t – время.


Если в начальный момент тело покоилось, то v 0 = 0. Для этого случая формула принимает следующий вид:

Перемещение при равнопеременном прямолинейном движении S x =V 0 x t + a x t^2/2

Координата при РУПД x=x 0 + V 0 x t + a x t^2/2

Графическое представление
равноускоренного прямолинейного движения

    График скорости

Графиком скорости является прямая линия. Если тело движется с некоторой начальной скоростью, эта прямая пересекает ось ординат в точке v 0x . Если же начальная скорость тела равна нулю, график скорости проходит через начало координат. Графики скорости прямолинейного равноускоренного движения изображены на рис. . На этом рисунке графики 1 и 2 соответствуют движению с положительной проекцией ускорения на ось О х (скорость увеличивается), а график 3 соответствует движению с отрицательной проекцией ускорения (скорость уменьшается). График 2 соответствует движению без начальной скорости, а графики 1 и 3 - движению с начальной скоростью v ox . Угол наклона a графика к оси абсцисс зависит от ускорения движения тела. По графикам скорости можно определить путь, пройденный телом за промежуток времени t.

Путь, пройденный в прямолинейном равноускоренном движении с начальной скоростью, численно равен площади трапеции, ограниченной графиком скорости, осями координат и ординатой, соответствующей значению скорости тела в момент времени t.

    График зависимости координаты от времени (график движения)

Пусть тело движется равноускоренно в положительном направлении О х выбранной системы координат. Тогда уравнение движения тела имеет вид:

x=x 0 +v 0x ·t+a x t 2 /2. (1)

Выражению (1)соответствует известная из курса математики функциональная зависимость у=ах 2 +bх+с (квадратный трехчлен). В рассматриваемом нами случае
a=|a x |/2, b=|v 0x |, c=|x 0 |.

    График пути

В равноускоренном прямолинейном движении зависимость пути от времени выражается формулами

s=v 0 t+at 2 /2, s= at 2 /2 (при v 0 =0).

Как видно из данных формул, эта зависимость квадратичная. Из обеих формул следует также, что s = 0 при t = 0. Следовательно, графиком пути прямолинейного равноускоренного движения является ветвь параболы. На рис. показан график пути при v 0 =0.

    График ускорения

График ускорения – зависимость проекции ускорения от времени:

прямолинейного равномерного движения . Графическое представление равномерного прямолинейного движения . 4. Мгновенная скорость. Сложение...

  • Урок Тема: "Материальная точка. Система отсчета" Цели: дать представление о кинематике

    Урок

    Определение равномерному прямолинейному движению . - Что называется скоростью равномерного движения ? - Назовите единицу скорости движения в... проекции вектора скорости от времени движения У (О. 2. Графическое представление движения . - В точке С...

  • Для построения этого графика на оси абсцисс откладывают время движения, а на оси ординат - скорость (проекцию скорости) тела. В равноускоренном движении скорость тела с течением времени изменяется. Если тело движется вдоль оси О х, зависимость его скорости от времени выражается формулами
    v x =v 0x +a x t и v x =at (при v 0x = 0).

    Из этих формул видно, что зависимость v х от t линейная, следовательно, графиком скорости является прямая линия. Если тело движется с некоторой начальной скоростью, эта прямая пересекает ось ординат в точке v 0x . Если же начальная скорость тела равна нулю, график скорости проходит через начало координат.

    Графики скорости прямолинейного равноускоренного движения изображены на рис. 9. На этом рисунке графики 1 и 2 соответствуют движению с положительной проекцией ускорения на ось О х (скорость увеличивается), а график 3 соответствует движению с отрицательной проекцией ускорения (скорость уменьшается). График 2 соответствует движению без начальной скорости, а графики 1 и 3 - движению с начальной скоростью v ox . Угол наклона a графика к оси абсцисс зависит от ускорения движения тела. Как видно из рис. 10 и формулы (1.10),

    tg=(v x -v 0x)/t=a x .

    По графикам скорости можно определить путь, пройденный телом за промежуток времени t. Для этого определим площадь трапеции и треугольника, закрашенных на рис. 11.

    В выбранном масштабе одно основание трапеции численно равно модулю проекции начальной скорости v 0x тела, а другое ее основание - модулю прокции его скорости v х в момент времени t. Высота трапеции численно равна длительности промежутка времени t. Площадь трапеции

    S=(v 0x +v x)/2t.

    Использовав формулу (1.11), после преобразований находим, что площадь трапеции

    S=v 0x t+at 2 /2.

    путь, пройденный в прямолинейном равноускоренном движении с начальной скоростью, численно равен площади трапеции, ограниченной графиком скорости, осями координат и ординатой, соответствующей значению скорости тела в момент времени t.

    В выбранном масштабе высота треугольника (рис. 11,б) численно равна модулю проекции скорости v х тела в момент времени t, а основание треугольника численно равно длительности промежутка времени t. Площадь треугольника S=v x t/2.

    Использовав формулу 1.12, после преобразований находим, что площадь треугольника

    Правая часть последнего равенства представляет собой выражение, определяющее путь, пройденный телом. Следовательно, путь, пройденный в прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости, численно равен площади треугольника, ограниченного графиком скорости, осью абсцисс и ординатой, соответствующей скорости тела в момент времени t.

    Инструкция

    Рассмотрим функцию f(x) = |x|. Для начала этой без знака модуля, то есть график функции g(x) = x. Этот график является прямой, проходящей через начало координат и угол между этой прямой и положительным направлением оси абсцисс составляет 45 градусов.

    Так как модуль величина неотрицательная, то ту часть , которая находится ниже оси абсцисс необходимо зеркально отобразить относительно нее. Для функции g(x) = x получим, что график после такого отображения станет похож на V. Этот новый график и будет являться графической интерпретацией функции f(x) = |x|.

    Видео по теме

    Обратите внимание

    График модуля функции никогда не будет находится в 3 и 4 четверти, так как модуль не может принимать отрицательных значений.

    Полезный совет

    Если в функции присутствуют несколько модулей, то их нужно раскрывать последовательно, а затем накладывать друг на друга. Результат и будет искомым графиком.

    Источники:

    • как построить график функции с модулями

    Задачи на кинематику, в которых необходимо вычислить скорость , время или путь равномерно и прямолинейно движущихся тел, встречаются в школьном курсе алгебры и физики. Для их решения найдите в условии величины, которые можно между собой уравнять. Если в условии требуется определить время при известной скорости, воспользуйтесь следующей инструкцией.

    Вам понадобится

    • - ручка;
    • - бумага для записей.

    Инструкция

    Самый простой случай – движение одного тела с заданной равномерной скорость ю. Известно расстояние, которое тело прошло. Найдите в пути: t = S/v, час, где S – расстояние, v – средняя скорость тела.

    Второй - на встречное движение тел. Из пункта А в пункт В движется автомобиль со скорость ю 50 км/ч. Навстречу ему из пункта B одновременно выехал мопед со скорость ю 30 км/час. Расстояние между пунктами А и В 100 км. Требуется найти время , через которое они встретятся.

    Обозначьте точку встречи К. Пусть расстояние АК, которое автомобиль, будет х км. Тогда путь мотоциклиста составит 100-х км. Из условия задачи следует, что время в пути у автомобиля и мопеда одинаково. Составьте уравнение: х/v = (S-x)/v’, где v, v’ – и мопеда. Подставив данные, решите уравнение: x = 62,5 км. Теперь время : t = 62,5/50 = 1,25 часа или 1 час 15 минут.

    Составьте уравнение, аналогично предыдущему. Но в этом случае время мопеда в пути будет на 20 минут , чем у автомобиля. Для уравнивания частей, вычтите одну треть часа из правой части выражения: х/v = (S-x)/v’-1/3. Найдите х – 56,25. Вычислите время : t = 56,25/50 = 1,125 часа или 1 час 7 минут 30секунд.

    Четвертый пример – задача на движение тел в одном направлении. Автомобиль и мопед с теми же скоростями двигаются из точки А. Известно, что автомобиль выехал на полчаса позже. Через какое время он догонит мопед?

    В этом случае одинаковым будет расстояние, которое проехали транспортные средства. Пусть время в пути автомобиля будет x часов, тогда время в пути мопеда будет x+0,5 часов. У вас получилось уравнение: vx = v’(x+0,5). Решите уравнение, подставив значение , и найдите x – 0,75 часа или 45 минут.

    Пятый пример – автомобиль и мопед с теми же скоростями двигаются в одном направлении, но мопед выехал из точки В, находящейся на расстоянии 10 км от точки А, на полчаса раньше. Вычислить, через какое время после старта автомобиль догонит мопед.

    Расстояние, которое проехал автомобиль, на 10 км больше. Прибавьте эту разницу к пути мотоциклиста и уравняйте части выражения: vx = v’(x+0,5)-10. Подставив значения скорости и решив его, вы получите : t = 1,25 часа или 1 час 15 минут.

    Источники:

    • какая скорость машины времени

    Инструкция

    Рассчитайте среднюю тела, движущегося равномерно на протяжении участка пути. Такая скорость вычисляется проще всего, поскольку она не изменяется на всем отрезке движения и равняется средней . Можно это в виде : Vрд = Vср, где Vрд – скорость равномерного движения , а Vср – средняя скорость .

    Вычислите среднюю скорость равнозамедленного (равноускоренного) движения на данном участке, для чего необходимо сложить начальную и конечную скорость . Разделите на два полученный результат, который и являться средней скорость ю. Можно записать это более наглядно в качестве формулы: Vср = (Vн + Vк)/2, где Vн представляет

    3.1. Равнопеременное движение по прямой.

    3.1.1. Равнопеременное движение по прямой - движение по прямой с постоянным по модулю и направлению ускорением:

    3.1.2. Ускорение () - физическая векторная величина, показывающая, на сколько изменится скорость за 1 с.

    В векторном виде:

    где - начальная скорость тела, - скорость тела в момент времени t .

    В проекции на ось Ox :

    где - проекция начальной скорости на ось Ox , - проекция скорости тела на ось Ox в момент времени t .

    Знаки проекций зависят от направления векторов и оси Ox .

    3.1.3. График проекции ускорения от времени.

    При равнопеременном движении ускорение постоянно, поэтому будет представлять собой прямые линии, параллельные оси времени (см. рис.):

    3.1.4. Скорость при равнопеременном движении.

    В векторном виде:

    В проекции на ось Ox :

    Для равноускоренного движения:

    Для равнозамедленного движения:

    3.1.5. График проекции скорости в зависимости от времени.

    График проекции скорости от времени - прямая линия.

    Направление движения: если график (или часть его) находятся над осью времени, то тело движется в положительном направлении оси Ox .

    Значение ускорения: чем больше тангенс угла наклона (чем круче поднимается вверх или опускает вниз), тем больше модуль ускорения; где - изменение скорости за время

    Пересечение с осью времени: если график пересекает ось времени, то до точки пересечения тело тормозило (равнозамедленное движение), а после точки пересечения начало разгоняться в противоположную сторону (равноускоренное движение).

    3.1.6. Геометрический смысл площади под графиком в осях

    Площадь под графиком, когда на оси Oy отложена скорость, а на оси Ox - время - это путь, пройденный телом.

    На рис. 3.5 нарисован случай равноускоренного движения. Путь в данном случае будет равен площади трапеции: (3.9)

    3.1.7. Формулы для расчета пути

    Равноускоренное движение Равнозамедленное движение
    (3.10) (3.12)
    (3.11) (3.13)
    (3.14)

    Все формулы, представленные в таблице, работают только при сохранении направления движения, то есть до пересечения прямой с осью времени на графике зависимости проекции скорости от времени.

    Если же пересечение произошло, то движение проще разбить на два этапа:

    до пересечения (торможение):

    После пересечения (разгон, движение в обратную сторону)

    В формулах выше - время от начала движения до пересечения с осью времени (время до остановки), - путь, который прошло тело от начала движения до пересечения с осью времени, - время, прошедшее с момента пересечения оси времени до данного момента t , - путь, который прошло тело в обратном направлении за время, прошедшее с момента пересечения оси времени до данного момента t , - модуль вектора перемещения за все время движения, L - путь, пройденный телом за все время движения.

    3.1.8. Перемещение за -ую секунду.

    За время тело пройдет путь:

    За время тело пройдет путь:

    Тогда за -ый промежуток тело пройдет путь:

    За промежуток можно принимать любой отрезок времени. Чаще всего с.

    Тогда за 1-ую секунду тело проходит путь:

    За 2-ую секунду:

    За 3-ю секунду:

    Если внимательно посмотрим, то увидим, что и т. д.

    Таким образом, приходим к формуле:

    Словами: пути, проходимые телом за последовательные промежутки времени соотносятся между собой как ряд нечетных чисел, и это не зависит от того, с каким ускорением движется тело. Подчеркнем, что это соотношение справедливо при

    3.1.9. Уравнение координаты тела при равнопеременном движении

    Уравнение координаты

    Знаки проекций начальной скорости и ускорения зависят от взаимного расположения соответствующих векторов и оси Ox .

    Для решения задач к уравнению необходимо добавлять уравнение изменения проекции скорости на ось:

    3.2. Графики кинематических величин при прямолинейном движении

    3.3. Свободное падение тела

    Под свободным падением подразумевается следующая физическая модель:

    1) Падение происходит под действием силы тяжести:

    2) Сопротивление воздуха отсутствует (в задачах иногда пишут «сопротивлением воздуха пренебречь»);

    3) Все тела, независимо от массы падают с одинаковым ускорением (иногда добавляют - «независимо от формы тела», но мы рассматриваем движение только материальной точки, поэтому форма тела уже не учитывается);

    4) Ускорение свободного падения направлено строго вниз и на поверхности Земли равно (в задачах часто принимаем для удобства подсчетов);

    3.3.1. Уравнения движения в проекции на ось Oy

    В отличии от движения по горизонтальной прямой, когда далеко не всех задач происходит смена направления движения, при свободном падении лучше всего сразу пользоваться уравнениями, записанными в проекциях на ось Oy .

    Уравнение координаты тела:

    Уравнение проекции скорости:

    Как правило, в задачах удобно выбрать ось Oy следующим образом:

    Ось Oy направлена вертикально вверх;

    Начало координат совпадает с уровнем Земли или самой нижней точкой траектории.

    При таком выборе уравнения и перепишутся в следующем виде:

    3.4. Движение в плоскости Oxy .

    Мы рассмотрели движение тела с ускорением вдоль прямой. Однако этим равнопеременное движение не ограничивается. Например, тело, брошенное под углом к горизонту. В таких задачах необходимо учитывать движение сразу по двум осям:

    Или в векторном виде:

    И изменение проекции скорости на обе оси:

    3.5. Применение понятия производной и интеграла

    Мы не будем приводить здесь подробное определение производной и интеграла. Для решения задач нам понадобятся лишь небольшой набор формул.

    Производная:

    где A , B и то есть постоянные величины.

    Интеграл:

    Теперь посмотрим, как понятие производной и интеграла применимо к физическим величинам. В математике производная обозначается «"», в физике производная по времени обозначается «∙» над функцией.

    Скорость:

    то есть скорость является производной от радиус-вектора.

    Для проекции скорости:

    Ускорение:

    то есть ускорение является производной от скорости.

    Для проекции ускорения:

    Таким образом, если известен закон движения то легко можем найти и скорость и ускорение тела.

    Теперь воспользуемся понятием интеграла.

    Скорость:

    то есть, скорость можно найти как интеграл по времени от ускорения.

    Радиус-вектор:

    то есть, радиус-вектор можно найти, взяв интеграл от функции скорости.

    Таким образом, если известна функция то легко можем найти и скорость, и закон движения тела.

    Константы в формулах определяются из начальных условий - значения и в момент времени

    3.6. Треугольник скоростей и треугольник перемещений

    3.6.1. Треугольник скоростей

    В векторном виде при постоянном ускорении закон изменения скорости имеет вид (3.5):

    Эта формула означает, что вектор равен векторной сумме векторов и Векторную сумму всегда можно изобразить на рисунке (см. рис.).

    В каждой задаче, в зависимости от условий, треугольник скоростей будет иметь свой вид. Такое представление позволяет использовать при решении геометрические соображения, что часто упрощает решение задачи.

    3.6.2. Треугольник перемещений

    В векторном виде закон движения при постоянном ускорении имеет вид:

    При решении задачи можно выбирать систему отсчета наиболее удобным образом, поэтому не теряя общности, можем выбрать систему отсчета так, что то есть начало системы координат помещаем в точку, где в начальный момент находится тело. Тогда

    то есть вектор равен векторной сумме векторов и Изобразим на рисунке (см. рис.).

    Как и в предыдущем случае в зависимости от условий треугольник перемещений будет иметь свой вид. Такое представление позволяет использовать при решении геометрические соображения, что часто упрощает решение задачи.




  • © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт