Ребенка воспитывающегося в условиях дефицита общения. Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребёнка. Понятие «дефицит общения»

12.03.2019

Татьяна Щербакова
Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребёнка

Влияние дефицита общения на социальное развитие ребёнка

Социальное развитие ребенка - процесс «впитывания» ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества . Главный источник этого развития – общение . В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие , - это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома . Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Взрослый показывает свои навыки и умения, как контактировать с одушевленными и неодушевленными объектами, с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение.

Социальное развитие ребенка , в рамках теории культурно-исторического развития , понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта . Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими . При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру .

Л. С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие «социальной ситуации развития » . Социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития , включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития .

Отсутствие или дефицит общения со взрослым вызывает явление социальной депривации. Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-Маугли.

Массу жестоких жизненных экспериментов на социальную депривацию поставила с детьми вторая мировая война. Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А. Фрейд, и С. Дан. Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, бывших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. А. Фрейд и С. Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло относиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок - приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы, - заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам - дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентрационном лагере отношения с окружающим миром людей .

Похожую историю наблюдали И. Лангмейер и 3. Матейчек у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях и воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с игрушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2-3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство» .

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми : он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением : он начинает развивать особую активность , объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности - человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это тот раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей .

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это первый акт общения , это не просто реакция, это - попытка воздействовать на взрослого.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери . Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности - другой человек . Но если предмет деятельности - другой человек, то эта деятельность - и есть общение . Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья . Подробно специфику развития общения в дошкольном возрасте рассматривала в своих работах М. И. Лисина и сотрудники её лаборатории .

Общение у детей , переживающих дефицит общения , развивается иначе , чем у их сверстников, живущих с любящими родителями.

Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого .

М. И. Лисина утверждает, что у детей с дефицитом общения (например, воспитанников дома ребенка) отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами .

Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. При наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они не умеют налаживать общение с окружающими . При появлении нового человека у них не возникает привычной эмоциональной реакции, например чувства страха или радости, то есть они избегают эмоционального контакта. Встречается и другой тип реагирования - «прилипчивость» (стремление к физическому контакту) к новому человеку : дети «облепляют» его, стараются до него дотронуться, забраться на колени, обнять, погладить по голове, взять за руку, прижаться к нему.

Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы "кто вам больше нравится?", "что вы любите?", "какое настроение?" и т. п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить. Внеситуативное общение даже старших дошкольников интересует мало, ему они предпочитают тесные эмоциональные контакты со взрослым, оставаясь, таким образом, на самой первой стадии развития общения со взрослым . Однако очень быстро их даже такой интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении . Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения .

В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации.

Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер. Отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. Описанные особенности поведения определяются не только дефицитом общения со взрослым и многочисленностью контактов со сверстниками, но и специфичностью последних. В детском доме ребенок постоянно взаимодействует с одной и той же довольно узкой группой сверстников. Это приводит к тому, что здесь отношения в группе складываются по типу родственных. С одной стороны, это положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности. Но, с другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения с незнакомыми людьми, способности адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения .

Как показывают исследования В. С. Мухиной, в условиях детского дома формируется феномен «мы» . У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на «своих» и «чужих» . От «чужих» они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Хотя и внутри своей группы они также чаще всего обособлены .

Описанные особенности эмоционально депривированных детей касаются в первую очередь тех, кто живет в закрытых детских учреждениях. Однако многие характеристики могут быть отнесены и к детям, воспитывающимся в семьях. В связи с этим в психологии , как уже отмечалось ранее, используется термин «маскированная депривация» .

Внешними признаками социальных проявлений дефицита общения выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.

Анализ показывает : чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической ра-боты . Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Итак, только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно -исторического опыта человечества. Психическое развитие ребенка начинается с общения . Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию . Дефицит общения взрослого с ребенком не просто задерживает формирование характерных для их возраста форм общения и взаимодействия с окружающими (змоционально-личностного, личностного, внеситуативного, но и способствует развитию принципиально иных механизмов, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружающим условиям.

Западноевропейские исследования развития детей младенческого возраста, разлученных с близкими взрослыми – дети, воспитывающиеся в специальных учреждениях. Шпитц: описал явление госпитализма. Госпитализм – нарушение развития ребенка, возникающее в условиях дефицита общения со взрослым при нормальном соблюдении режима ухода за ребенком.

Проявляется в глубокой психической и физической отсталости: задержка психомоторного развития – развитие движений, ходьбы, резкое отставание в развитии речи, эмоциональная обедненность, навязчивые движения и т.п. Возникает при помещении ребенка младенческого или раннего возраста в специальные учреждения или при отсутствии должного внимания к ребенку внутри семьи. Сопровождается особым типом невторического поведения – "анаклектической депрессией" Последовательность симптомов:

1. печаль, подавленность, плач;

2. замыкание в себе, отрицательное отношение к окружающим;

3. ареактивность, отбрасывание игрушек, ступор;

4. потеря аппетита, отказ от еды;

5. бессонница.

√ Влияние на познавательное развитие: более бедное предречевое развитие у младенцев, воспитывающихся вне семьи √ Невротизация ребенка: традиция психоанализа: разлука с матерью заставляет ребенка остро переживать свою беспомощность, вызывает реакцию страха, это переживание фиксируется, связывается к к-л предметом,à возникновение фобии √ ^ Развитие личности ребенка: бедность эмоциональных проявлений (Джерсилд: способность любить зависит от того, сколько любви ребенок получил в детстве), в подростковом и взрослом возрасте установление с окружающими связей более примитивного типа, по принципу замещения (А.Фрейд). Пиклер: безынициативность, конформность ребенка, стремление воспроизводить только предлагаемый взрослым образец. ^ Психоаналитическое объяснение: ребенок беспомощен в мире, нуждается в пище и защите (мать), если матери нет, он начинает остро переживать свою беспомощность, младенец не имеет способности самостоятельно передвигаться – недоступны поиски замещающего лица. Младенчество: формирование базового доверия/недоверия к миру, что определяется особенности привязанности к близкому взрослому. Инстинктивная потребность в привязанности удовлетворяет аффективный голод ребенка, в зависимости от нее у него складывается отношение к миру и к самому себе. Мухина: какой же механизм влияния дефицита о. на развитие ребенка? Что дает ребенку мать?

1. Удовлетворение потребностей младенца:

· в кислороде – дыхание несорвершенно, при изменении позы ребенка – улучшается;

· потребность в раздражениях – важность контактных раздражителей для развития ребенка – рождается первая связь между ребенком и взрослым (Купание ребенка и туалет животных, Эксперименты Харлоу и Циммермана – предпочтение мягкой мамы детенышами обезьян, девочка-маугли: установление контакта стало возможно только через телесный контакт с ребенком – массаж)

· потребность в сосании – существует отдельно от потребности в пище, сначала пищевая доминанта – затем первые акты взаимодействия на фоне пищевой деятельности.

Рот – как орган познания младенца, постепенное сопоставление ротовых ощущений со звуковыми и зрительными – ребенок научается видеть и слышать.

2. Развитие активной ответной деятельности ребенка.

Взрослый создает ЗБР для ребенка, начиная общаться с ним, заранее подразумевая в нем личность. Взрослый подкрепляет своим вниманием спонтанные реакции ребенка, способствуя этим его развитию Отечественная y: Источник развития лежит вне ребенка, в продуктах человеческой к-ры. которые открываются ребенку только через общение со взрослым. Отношение ребенка к миру и самому себе – производная его отношений с конкретным близким взрослым. Взрослый, через организацию общения формирует специфически человеческие потребности ребенка, ориентировочную деятельность. Мать – как носитель человеческой к-ры и способов ее усвоения. Экспериментальные исследования под руководством Лисиной (младенцы):

· взрослый является богатым источником новых впечатлений, обладает яркими "объектными" качествами, и при этом он обладает и свойствами субъекта общения, лично обращается к ребенку.

· обогащение опыта ребенка, знакомство с предметным и социальным миром.

· в общении взрослый ставит перед ребенком задачи овладения новыми знаниями и умениями, обеспечивая принятие ребенком этой задачи.

· подкрепление взрослым усилий ребенка, их поддержка и коррекция, обеспечивающие адекватное овладение ими.

· в общении со взрослым ребенок наблюдает за его деятельностью, общением, взаимоотношениями с другими людьми, это позволяет ему черпать образцы для подражания, в соответствии с которыми он строит собственные действия и поступки.

"Общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря. он оказывается в пределах ЗБР, где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности."

Дефицит общения у детей – это неполноценные взаимоотношения ребенка с людьми, что его окружают, отличающееся от обычного общения качеством и количеством. Является причиной задержки и отклонения в психическом развитии ребенка.

Общение новорожденного со взрослыми имеет огромное значение для его общего психического развития. Достаточное внимание окружающих людей благоприятно влияет на психическое развитие малыша, вызывая положительные эмоции, повышая жизненный тонус и стимулируя его функции.

Для активизации познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия) детям необходимо ознакомление с окружающими предметами, что невозможно без общения в социальной сфере (с окружающими) .

Отрицательно действует на полноценное развитие младенца разлука с матерью (например, помещение малыша в стационар, детский дом) , короткие не эмоциональные беседы и недостаточное внимание взрослых к малышу (госпитализм) . Все это приводит к дефицитному общению.

В первые месяцы своей жизни дети с дефицитом общения недополучают «ключевые сигналы», их поведение характеризуется синдромом недостаточности внимания. В отличие от других, такие малыши начинают улыбаться позже срока, причем их улыбки безэмоциональные. Позже других они осознают потребность в общении, которое происходит вяло, комплекс оживления выражен слабо, тяжело развивается, а при отсутствии контакта со взрослыми и вовсе затухает. Эмоциональная сфера невыразительна. Недостаток эмоций и общения приводит малыша второго полугодия жизни к желанию получить элементарную ласку при любом контакте с окружающими.

Избегая каких либо взаимоотношений со взрослыми, такие детки отворачиваются, когда их берут на руки. Пассивность по отношению ко взрослым затормаживает развитие познавательной деятельности и других процессов, тормозя и общее психическое развитие ребенка.

Младенческий возраст характеризуется несформированными ощущениями, беспокойствами своей значимости для взрослых, которые окружают малютку, открытостью внешнему миру.

Личностным развитием этого возраста выступает активность, которая проходит под влиянием социальных аспектов и в большинстве своем зависит от общения малыша с людьми и предметами.

Итак, основными признаками дефицитного общения у ребенка являются: слабые сигналы, пассивность на отношение взрослого, сниженная инициативность, невыразительная эмоциональность.

Поскольку в младенчестве общение считается основным видом деятельности, первый год жизни младенца становится решающим для его последующего развития. Недостаток коммуникаций в этот период, дефицит любви к нему и присутствие недоброжелательности между взрослыми, окружающими ребенка, негативно сказывается на психическом развитии малютки.

Чаще всего, психологи отмечают случаи того, что отрыв младенца от матери в первые годы жизни вызывает негативные последствия в психическом и физическом его развитии, а это оставляет неизгладимый след на всю его дальнейшую жизнь.

Последствия дефицита общения неутешительны, они могут выражаться в следующих состояниях:

низкий уровень адаптации;

— позднее хождение;

— речевые нарушения;

— приторможенное развитие познавательных процессов;

— слабая сопротивляемость инфекциям и высокая смертность;

— отсутствие волевых усилий;

— неполноценное формирование высших психических функций;

— неспособность проявления эмоций, любви к окружающим.

Последствия бывают долговременными и часто необратимыми. Дети с недостатком общения требуют к себе особого подхода. Семья выполняет основную функцию в формировании мировоззренческого поведения ребенка. Сотрудничество школы и семьи заключается в создании положительных условий для развития детей.

Педагог, выполняя свою функцию, активирует педагогическую и воспитательную деятельность семьи, общаясь с родителями, подбирает индивидуальный подход исходя из условий проживания ребенка и его социального статуса. В семье воспитание должно строиться на любви, личном примере и общении с ребенком.

При построении взаимодействия педагога и родителей ребенка, должны учитываться определенные проблемы, и это, прежде всего, взаимоотношения в семье.

Взаимодействие семьи и школы также подразумевает сотрудничество со смежными организациями и отдельными лицами: психологами, медицинскими работниками, социальными работниками и другими службами.

Проведение коррекции должно происходить под наблюдением школьного психолога. В коррекционные мероприятия включается компенсация как количественного, так и качественного дефицита общения. При этом, учитываются особенности школьного возраста и его общительность.

Психолог проводит психодиагностику по исследованию уровня развития коммуникативности, составляет коррекционную программу по выявленным недостаткам, а также, консультирует родителей и педагогов для создания общей картины коррекции. После проведения коррекционной работы, проводится диагностика для определения эффективности проведенного комплекса мероприятий.

Дефицит общения возникает тогда, когда малышу уделяется недостаточно внимания со стороны взрослых. При недостатке общения может возникнуть нарушение психического развития ребенка, которое будет влиять на всю его жизнь.

Психология и эзотерика

Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка. Путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей по мнению Л. Начало его психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.

67. Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.

Путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей, по мнению Л.С.Выготского, всегда пролегает через отношение к другому человеку. Начало его психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.

Потребность возникает не на фоне удовлетворения органических нужд ребенка, а специально формируется в общении ребенка и взрослого.

«Дефицит общения» взрослого и ребенка в первые годы жизни приводит к значительным нарушениям в психическом развитии ребенка.

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка свидетельствуют явления госпитализма (многочисленные симптомы нарушения поведения и задержку психического и физического развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях). Причина госпитализма - «дефицит общения».

«Дефицит общения - прежде всего бедность эмоционального фона. В качестве синонима «госпитализма» используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.

Младенческий возраст.

Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста и имеет большое значение для общего психического развития ребенка.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению непосредственно-эмоционального общения (по Д.Б. Эльконину) или ситуативно-личностного общения (по М.И. Лисиной) ребенка и матери в младенческом периоде. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в социальной сфере эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессов у детей.

Редкие кратковременные и недостаточно эмоционально насыщенные контакты со взрослыми создают «дефицит общения. Поведение таких детей в первые месяцы характеризуется так называемым синдромом «дефицитарности ключевых сигналов». Дети начинают улыбаться в поздние сроки, причем улыбки стертые, невыраженные. Развитие эмоциональной сферы характеризуется бедностью и невыразительностью переживаний. Дети избегают зрительного и эмоционального контакта со взрослым, напрягаются и отстраняются, когда их берут на руки. Из-за слабой чувствительности к отношению взрослого в определенной мере тормозятся развитие познавательной деятельности младенцев, овладение ими предметными манипуляциями и, в конечном счете, их общее психическое развитие. На протяжении младенчества у детей не формируется положительное самоощущение, переживание свое значимости для окружающих взрослых, открытость людям и окружающему миру. Наблюдается пассивная позиция, отсутствие уверенности в себе, требовательности к окружающим, задержки в становлении субъективного отношения к самому себе и замедленное и неполноценное развитие активности как личностного новообразования. Не происходит своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и ситуативно-деловом общении.

Ранний возраст.

Дети, лишенные родительского внимания, не проявляют интерес к своему телу и телесным переживаниям. Общая двигательная заторможенность или расторможенность - импульсивность, тики, навязчивые действия и т.д.

Несформированность навыков общения. У ребенка нет острой необходимости в активной речи: он овладевает ею медленно, с задержками, по мере усложнения жизнедеятельности и общения со взрослыми, возникает значительный временной разрыв между пониманием речи и моментом активного овладения ею.

На рубеже раннего и дошкольного детства в полном объеме и соответствующей форме центральное новообразование возраста – «Я-сам» не складывается: отношение к предметному миру, к другим людям, к себе оказываются не сформированными. Предметные действия развиваются медленными темпами, становясь с возрастом все менее импульсивными, бесцельными, неспецифическими.

Дошкольный возраст.

Задержки в психомоторном развитии, снижение общей познавательной активности. Отставание в области развития восприятия; мышления (обобщения и классификации у детей носят синкретический характер, в области счета не сформирован ряд представлений и действий, дети затрудняются в счете, не представляют какие единицы измерения используются для определения пространства и времени и т.д.); памяти (отставание в плане формирования функции опосредования); внимания (отставание его произвольной функции), воображение (наличие репродуктивной позиции и стереотипной интерпретации проективного материала); речевого развития (несформированность фонематического слуха, неграмотность, косноязычие).

В общей характеристике эмоционального статуса отмечаются высокая тревожность и в большинстве случаев агрессивные тенденции, одиночество, страхи.

Для детей с «дефицитом общения» эмоционально нестабильное положение ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. По наблюдению Д.И. Фельдштейна отношение ко взрослым у таких детей определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка.

Ограниченность круга контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми, установлению и значимости дружеских связей, затрудняет формирование адекватной картины мира. Что в свою очередь оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широко социуме.

Отсутствие эмпатии. Дж. Боулби назвал таких детей «личностями, лишенными любви», так как многие из них оказывались неспособными установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности и завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода. Во взрослой жизни из отношения остаются поверхностными.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74773. Колебания, виды колебаний, характеристики, энергия колебания. Гармонические колебания. Примеры (маятники) 97.5 KB
Колебательные процессы широко распространены в природе и технике например качание маятника часов переменный электрический ток и т. При колебательном движении маятника изменяется координата его центра масс в случае переменного тока колеблются напряжение и ток в цепи.
74774. Затухающие колебания и их характеристики. Декремент затухания 35 KB
Простейшим механизмом уменьшения энергии колебаний является ее превращение в теплоту вследствие трения в механических колебательных системах а также омических потерь и излучения электромагнитной энергии в электрических колебательных системах.

Значение общения в психическом развитии ребенка доказывается следующими фактами: 1. влиянием дефицита общения или социальной депривации на развитие ребенка; 2. воспитанием детей животными: нет человеческого общения - нет развития; 3. воспитанием слепоглухонемых детей. Такой ребенок вне специальной системы воспитания скорее всего глубоко умственно отсталый. Функции, структура и закономерности развития общения ребенка (М. И. Лисина). Функции: 1. передача культурного опыта; 2. организация совместной деятельности; 3. формирование и развитие межличностных отношений; 4. познание людьми друг друга и самопознание. Структура общения : 1. предмет - другой человек, партнер по общению; 2. потребность в общении, стремление к познанию и оценке других людей, а через них - к самопознанию и самооценке; 3. мотивы; 4. действия - инициативные акты и ответные действия; 5. задачи или цели; 6. средства (вербальные, мимические, предметные) и т.д.; 7. продукты (образования материального и духовного характера). Для каждой возрастной стадии характерна своя специфическая форма общения. Критерии выделения этих форм: время возникновения, место в системе жизнедеятельности ребенка, потребности, мотивы и средства общения.

М. И. Лисина: периодизацию общения от рождения до семи лет: 1. Ситуативно-личностное (2-6 месяцев) отвечает потребности в доброжелательном внимании взрослого. Основные средства общения - экспрессивно-мимические. 2. Ситуативно-деловое (6 месяцев - 3 года) реализует потребность в сотрудничестве со взрослым и связана с предметной деятельностью. Ведущим является деловой мотив. До года средства общения преимущественно предметно-действенные, после года - вербальные. 3. Внеситуативно-познавательное (3-5 лет)- ведущей является потребность в уважительном отношении взрослого. Реализует познавательные мотивы. Используются вербальные средства, где преобладают вопросы «Почему?», «Зачем?». 4. Внеситуативно-личностное (5-7 лет) реализует потребность во взаимопонимании и сопереживании. Мотив общения - установление межличностных отношений с партнером. Средства общения вербальные.

Общение как коммуникативная деятельность формируется уже в первые месяцы жизни ребенка. Потребность в общении не врожденная, а формируется прижизненно. Генезис ребенка в потребности общения и развитие первой формы общения с взрослым - центральная проблема младенческого возраста. Возникновение у ребенка потребности в общении со взрослым знаменует переход к младенческому возрасту и находит отражение в комплексе оживления. В состав комплекса входят: 1.сенсорный компонент - зрительное и слуховое сосредоточение на лице говорящего взрослого; 2. аффективный компонент - улыбка, впоследствии (3-4 месяца) переходящая в смех; 3. голосовые реакции - в форме гуканья (короткие отрывистые звуки) и гуления (протяжные звуки); 4. моторный компонент -протягивание ручек и всего тела к взрослому. На шестом месяце комплекс оживления заменяется другими, более сложными формами общения ребенка со взрослым. Критерии возникновения потребности ребенка в общении: 1) внимание и интерес к взрослому, выражающие направленность на его познание; 2) эмоциональные проявления в адрес взрослого, содержащие в себе его оценку; 3) инициативные действия, направленные на взрослого; 4) чувствительность к отношению взрослого, обнаруживающая восприятие ребенком его оценки.

В вопросе о генезисе потребности в общении можно выделить различные позиции: 1. врожденность потребности в общении - этологический подход (К. Лоренц); 2. прижизненное формирование потребности в общении. Здесь взрослый удовлетворяет важную врожденную потребность ребенка, что сопровождается положительными эмоциональными переживаниями, которые по механизму условной связи переносятся на взрослого. Есть расхождения в вопросе о том, какую именно потребность ребенка удовлетворяют. Психоаналитики считали, что это - сексуальное влечение либо потребность в безопасности (социальный психоанализ К. Хорни). Бихевиористы - пищевая потребность ребенка. Представители теории оперантного научения: взрослый сам подкрепляет спонтанные социально желаемые реакции ребенка (например, улыбку, которая первоначально не имеет социального значения и не адресована взрослому). Социальная депривация как ограничение контактов со взрослым приводит к задержке формирования общения ребенка с ним в силу угасания спонтанных реакций улыбки в отсутствии ее подкрепления взрослым. В отечественной психологии: потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в новых впечатлениях (М. Ю. Кистяковская, Л. И. Божович, М. И. Лисина). Взрослый – богатый источник зрительных, слуховых, тактильных и вестибулярных раздражений. Эта стимуляция, обеспечивающая функционирование ЦНС, необходима для ее созревания. В силу значимости потребности в притоке новой сенсорной информации, ее удовлетворение сопровождается чувством удовольствия, и фигура взрослого приобретает для ребенка положительную аффективную значимость.

При изучении влияния дефицита общения на ребенка было установлено, что для формирования социальной потребности в общении имеет значение «опережающая инициатива взрослого», предлагающего эмоционально насыщенные содержательные формы и зону ближайшего развития ребенка. Иными словами, взрослый строит отношения с ребенком на более высокой ступени, чем та, которой уже реально достиг. Поэтому, если родители на ранних стадиях развития ребенка (первые два месяца жизни) оказываются вдали от него либо не уделяют ему должного внимания, возрастает риск нарушения формирования у него потребности в общении и возникновения тенденций избегания социальных контактов. Очень важно, чтобы взрослый был не просто источником новых впечатлений, но и включал ребенка в эмоционально-положительное пространство взаимодействия. Если комплекс оживления оказывается несформированным, - уже в раннем младенчестве наблюдается нарушение развития моторных, речевых, социоэмоциональных функций, страдают фактически все стороны развития ребенка.

В раннем возрасте происходит формирование типа привязанности к близкому взрослому. Дж. Боулби: привязанность как модель поведения, обеспечивающую достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим потребность ребенка в безопасности, что открывает возможности для познавательной активности. Тип привязанности влияет на познавательное развитие ребенка. Если мир представляется доброжелательным и безопасным, то бояться нечего и можно смело исследовать мир - открытость ребенка к взаимодействию с миром. Ненадежный тип привязанности приводит к нарушению, искажению или задержке его познавательного развития.

Первый год жизни ребенка - сенситивный период для формирования привязанности. Примерно в 6-10 месяцев у ребенка возникает избирательность в отношении взрослых, различение «своих» и «чужих». Родитель или другой близкий взрослый становится объектом привязанности. Если до 12 месяцев привязанность оказывается несформированной, это влечет серьезные нарушения психического развития.

В экспериментах М. Эйнсворт были выделены три основных типа привязанности: надежная (близость, положительные эмоции, познавательная активность) привязанность и два тревожных типа привязанности: тревожно-избегающая (дистанцирование, избегание мира) и тревожно-амбивалентная (протестующая) (сильное сближение, амбивалентность реакция, низкая активность). Позже эти виды привязанности были дополнены тревожно-дезорганизованным типом (сильная тревога и страх, дезорганизация, непредсказуемость реакций). Нарушения способности матери адекватно отвечать потребностям и состояниям ребенка приводят к замедлению темпа психического развития ребенка. Ненадежная привязанность ведет к нарушениям развития Я, низкой самооценке и самопринятию, высокой эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой тревожности, депрессии, нарушениям поведения.

Роль общения в подростковом возрасте, когда проявляются феномены подросткового одиночества, эгоцентризма (Элкинд) - миф о собственной исключительности и миф воображаемой аудитории (все всё время смотрят на меня). Эти феномены преодолеваются только в общении со сверстниками и в процессе формирования эго-идентичности (Эриксон). Роль общения для формирования чувства взрослости (Эльконин) как объективная готовности ребенка принять права и обязанности взрослого и субъективное часто неосознанное отношение к себе как к взрослому. Формирование чувства взрослости осуществляется в интимно-личностном общении со сверстниками, где происходит моделирование, опробование и освоение «взрослых» отношений и сотрудничества, основанных на уважении, равноправии, доверии и верности. Для подросткового возраста характерна особая чувствительность к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира.

Роль и значение общения в зрелых возрастах: молодость – поиск и выбор брачного партнера (по Эриксону). В зрелых возрастах общение влияет на дружбу, отношения в семье и систему наставничества. В старости успешность человека определяется степенью его включенности в общение (Лена, более подробно об этом в соответствующих вопросах).


Похожая информация.




© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт