Дидактическая игра на слуховое восприятие старшая группа. Игры на слуховое восприятие. «кто сказал «мяу»»

22.04.2019

Мария Василика
Игры для развития слухового восприятия.

Дидактическая игра «Где гремит?»

Цель: Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Сюжетная картинка «Семья», погремушка.

Описание: Логопед демонстрирует картинку, показывает и называет изображение, а на ней людей: «Папа, мама, Катя, Вова». Затем задает детям вопросы: - где папа? Покажи, где мама?» И т. п.

Если дети могут, то они не просто показывают, но и называют изображенных на картинке. Логопед обращает внимание детей на Вову: «Вова маленький. У Вовы игрушка». Достает погремушку, показывает ее детям, дает послушать, как она гремит. Каждый ребенок должен подержать погремушку в руках и погреметь ею. Затем логопед ходит по кабинету и гремит погремушкой то у окна, то у двери, то рядом с детским столиком. Потом предлагает детям отвернуться, послушать и показать, где прогремела погремушка.

Где позвонили?

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т. п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Цели. Формирование внимания к неречевым звукам, различение двух звучащих игрушек. Оборудование. Сюжетная картинка «Семья», погремушка, собачка-пищалка, ширма. Описание. Логопед демонстрирует детям картинку, предлагает показать (и назвать) тех, кто на ней изображен. Отмечает, что у Вовы - погремушка, а у Кати - собачка. Достает погремушку и собачку-пищалку, предлагает детям рассмотреть, потрогать и послушать, как звучат игрушки. Затем убирает игрушки за ширму и гремит погремушкой. Дети показывают узнанную по звуку игрушку на рисунке. Аналогично проводится работа с собачкой-пищалкой.

Упражнение «Погреми так же».

Цели. Формирование внимания к неречевым звукам. Воспитание чувства ритма. Оборудование. Погремушки для всех детей.

Описание. Логопед достает уже знакомую детям погремушку и гремит ею в

разных ритмах.

Логопед объясняет, что погремушка гремит по-разному: долго и недолго. После этого детям раздаются погремушки. Логопед просит детей греметь погремушками так же, как он.

Упражнение «Где звучит?»

Цели. Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Игрушка-пищалка.

Описание. Логопед демонстрирует детям резиновую игрушку - птичку или мышку. Предлагает каждому ребенку поиграть с нею, потом ходит по кабинету и «пищит» игрушкой. Дети отворачиваются, слушают и показывают, откуда раздается звук.

Тихо – громко!

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Кто что услышит?

Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти, в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Найди игрушку

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

УПРАЖНЕНИЕ «ХЛОПКИ».

Цели. Развитие слухового и зрительного внимания, пополнение словаря числительным один и наречием много.

Оборудование. По две предметные картинки на каждого ребенка, на одной картинке - рубашка с одной пуговицей, на другой - с шестью пуговицами

Описание. Логопед раздает детям картинки и обращает их внимание на то, что рубашки одинаковые, только на первой рубашке одна пуговица, а на второй рубашке - много. Далее логопед объясняет, что он будет хлопать в ладоши, а дети должны показать картинку: если хлопнет один раз, нужно показать рубашку с одной пуговицей, если хлопнет много раз, надо показать ту рубашку, на которой много пуговиц.

Где звенит?

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Цель. Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОДНИМИ КАРТИНКУ».

Цели. Формирование фонематических представлений, обучение различению гласных [а], [у]. Развитие зрительного внимания.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями паровоза и куклы (по числу детей).

Описание. Логопед показывает детям картинки и предлагает вспомнить, как гудит паровоз (У-у-у, как плачет кукла (А-а-а). Затем все дети получают по паре аналогичных картинок, логопед произносит поочередно звуки [а], [у], а дети поднимают соответствующие картинки.

Дидактическая игра «Что звучит?»

Цели. Развитие внимания к неречевым звукам. Развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких звуков.

Оборудование. Предметные картинки по числу детей с изображениями колокольчика, барабана, часов, дудочки. Небольшая ширма,

Описание. Логопед демонстрирует детям картинки и предлагает сначала показать. а потом назвать нарисованные предметы. Затем предлагает детям послушать:. какие тихие голоса у колокольчика и часов, какие громкие - у барабана и дудочки. Далее логопед экранирует рот ширмой и произносит тихие и громкие и. а дети поднимают соответствующие картинки.

Встречайте гостей!

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка - с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Ветер и птицы

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо, дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Скажи, что звучит

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку

Как известно, работа по развитию неречевого слуха осуществляется в ходе фронтальных занятий. Чтобы она была результативной, нужно придерживаться некоторых общих рекомендаций.

1. Первоначально игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, т. е. ребенок видит лицо педагога и его действия и слушает. По мере того как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. Перед этим предъявляются образцы звучания на слух. Детям показывают предмет, который будет звучать, или демонстрируют характеристику звучания - долго, громко, марш. Педагог за ширмой или экраном воспроизводит звучание. Затем он предлагает детям угадать, что звучало. Каждый раз в случае ошибки следует предъявлять дошкольникам образец звучания, который они воспринимают на слухо-зрительной основе, а затем и на слух.

2. В ходе игр-упражнений следует предъявлять звучания в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не гадали, а вслушивались в звучания.

3. При проведении игр-упражнений следует учитывать возраст детей, степень снижения слуха и уровень психофизического и речевого развития, их индивидуальные особенности. Это в первую очередь относится к тому, из какого выбора звучаний предлагается выбирать услышанное: из двух, трех и более. Целесообразно вначале предлагать детям ограниченный выбор - из 2-х резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением в столь облегченных условиях слухового восприятия, следует расширять выбор (до 3–5) и предлагать звучания, более близкие по акустическим характеристикам.

4. Игры-упражнения в основном проводятся с использованием индивидуальных слуховых аппаратов. Часть из них, где в качестве источника звука выступают речевые сигналы (слогосочетания или слова) и звукозаписи, целесообразно проводить с использованием стационарной звукоусиливающей аппаратуры. Если все дети или отдельные дошкольники могут воспринимать на слух предлагаемые для различения звучания без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии не менее 1,5-2 метров (т. е. на том расстоянии, на котором от них обычно находится педагог), то игры-упражнения целесообразно проводить без использования звукоусиливающей аппаратуры.

5. Крайне важно, чтобы занятие проходило в интересной и занимательной форме, чтобы ребенок каждый раз убеждался в своих возможностях.

6. Предлагаемые в играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерный. Он может изменяться и дополняться с учетом уровня психофизического и слу-хоречевого развития детей группы, их индивидуальных особенностей, а также конкретных условий дошкольного учреждения.

7. При проведении описанных игр фронтальная работа обязательно должна сочетаться с индивидуальной: детям предлагается выполнять описанные упражнения по одному или по двое. При этом в первую очередь опрашиваются те дети, которые могут ошибиться.

Работа по развитию речевого слуха глухих и слабослышащих дошкольников в первую очередь происходит на индивидуальных занятиях, при этом должны максимально учитываться особенности каждого ребенка. Восприятие на слух речи для дошкольника с тяжелой тугоухостью, а тем более глухого является трудной задачей. Поэтому крайне важно, чтобы занятие проходило в интересной и занимательной форме, чтобы ребенок каждый раз убеждался в своих возможностях.

В ходе обучения различению, опознаванию и распознаванию на слух речевого материала можно использовать различные игровые приемы поощрения детей с тем, чтобы повысить их интерес к занятиям, например, предложить наклеить изображение услышанного, нарисовать или слепить. При восприятии фраз детям интересно не только показывать соответствующую картинку, но и самим проделывать требуемые ситуацией действия, изображая их по-разному. Речевой материал вместо педагога может «произносить» игрушка. В этом случае она должна стать полноправным действующим лицом занятия: игрушка не только «предлагает» материал, но и «хвалит», «выражает свое одобрение», ей дети дают те или иные предметы и картинки. За правильный ответ ребенок может получать фишки; его самолетик может подниматься все выше и выше, а при ошибке опускаться - у кого из детей группы самолет поднялся выше, тот лучше слушал.

При обучении детей восприятию на слух речевого материала следует придерживаться отмеченных выше рекомендаций. Кроме того, обучая детей различению на слух речевого материала, важно обеспечить осмысленность, мотивированность их деятельности при выборе той или иной игрушки, предмета, картинки. Также важно следить за тем, чтобы выбор при различении на слух в ходе игры не сокращался.

При проведении игр в ходе обучения опознаванию и распознаванию речевого материала на слух следует помнить, что дети должны научиться узнавать на слух знакомые слова, словосочетания и фразы без опоры на наглядный образец (т. е. перед ними не должно быть игрушек, предметов, названия которых предлагаются на слух). При этом речевой материал должен относиться к разным тематическим группам.

Приведем в качестве примера некоторые игры, которые могут быть использованы для развития слухового восприятия на фронтальных и индивидуальных занятиях в начальный период обучения.

Солнышко

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие звучания.

Оборудование: фланелеграф или доска, оранжевый круг (солнышко), длинные и короткие полоски (солнечные лучи), таблички, маленький экран, закрывающий лицо педагога ниже глаз.

Речевой материал: будем играть, СЛУШАЙТЕ, да, нет, верно, неверно, солнышко, ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО). Здесь и далее речевой материал, набранный большими буквами, предъявляется детям с на рушенным слухом в письменном виде - на табличках.

Дети стоят или сидят полукругом около фланелеграфа или доски. Педагог говорит: «Будем играть. Вот солнышко» (показывает рукой на оранжевый круг на фланелеграфе или доске).

Педагог берет длинную оранжевую полоску, произносит па__ и прикрепляет ее к солнышку. Далее он показывает на луч, ведет по нему пальцем, произнося протяжно па__, и побуждает к этому же и детей. Затем педагог берет короткую оранжевую полоску, произносит кратко па и прикрепляет ее к солнышку. Педагог показывает на короткий лучик, произносит кратко па и побуждает к этому же и детей (рис. 1).

Педагог произносит то протяжный слог, то краткий и каждый раз предлагает детям повторить его, выбрать на столе луч соответствующей длины и прикрепить к солнышку, сначала на слухо-зрительной основе (видя его губы), а затем - только на слух. В случае ошибки, если ребенок выбирает луч не той длины или протяжный звук произносится как краткий (или наоборот), педагог повторяет слог, не закрывая лицо экраном.

Для того чтобы дети овладевали словесным обозначением длительности произнесения, на лучах можно написать соответственно ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО). В этом случае на вопрос педагога: «Как звучало?», дошкольники не только повторяют слог и берут соответствующий лучик, но и говорят: долго, недолго или кратко, прочитывая слова по табличке или называя самостоятельно.

Угадай, это марш или вальс?

Цель: учить различать на слух контрастные музыкальные ритмы.

Оборудование: музыкальный центр (или магнитофон), диски (или кассеты), таблички.

Речевой материал: БУДЕМ СЛУШАТЬ, Что звучит? Что вы слышали? Будем танцевать, ТАНЦУЙТЕ, да, нет, верно, неверно, МАРШ, ВАЛЬС.

Дети стоят полукругом вокруг магнитофона или сидят за столами, если используется аппаратура коллективного пользования. Педагог показывает детям диск (кассету), называет его и помещает в наборное полотно табличку со словом диск (кассета). Он говорит детям: «Там (на диске) музыка: марш и вальс. Будем слушать музыку». Затем он включает магнитофон, звучит музыка (например марш). Педагог показывает соответствующую табличку (МАРШ) и побуждает детей выполнять определенные действия, например: марш - шагать на месте, вальс - выполнять плавные движения руками над головой. Затем дети еще раз прослушивают данную запись и выполняют в момент ее звучания определенное движение.

Познакомив детей со звучанием марша и вальса, педагог предлагает им различать мелодии на слух. Он каждый раз спрашивает: «Что звучит?» или «Что вы слушали?». В момент звучания дети выполняют соответствующие движения, а после его окончания называют, что они услышали. В ходе одной игры должны звучать разные марши, вальсы, польки. При включении в работу нового марша (вальса, польки) педагог дает образец его звучания. С этой целью, показывая соответствующую табличку (например ВАЛЬС), он дает прослушать дошкольникам новое произведение (его фрагмент).

Игра может изменяться и усложняться. Детям предлагается:

Различать на слух не только контрастные музыкальные ритмы - марш и вальс, марш и польку, но и более близкие звучания - вальс и польку;

Различать музыкальные ритмы при выборе из трех: марш - вальс - полька.

Уберем игрушки

Оборудование: по 3–4 разных маленьких машинок и птичек, коробка или мешочек, маленький экран.

Речевой материал: Будем играть, СЛУШАЙТЕ, да, нет, верно, неверно, убери, у__, пипипи.

Педагог показывает ребенку коробку (или мешочек), заинтересовывает его содержимым: «Что там?». Он достает одну машинку, называет ее: у__; показывает, как она едет; организует игру с ребенком, повторяя вновь и вновь у__, и побуждает малыша к повторению. При этом ребенок воспринимает звучание вначале на слухо-зрительной основе (видя губы педагога), а затем - только на слух (при произнесении звукоподражания за маленьким экраном). Машинка ставится на столе справа от малыша.

Затем педагог достает из коробки (мешочка) птичку, показывает, как она летает, клюет, организует с ней игру ребенка, многократно называя игрушку пипипи; побуждает ребенка повторить звукоподражание. Малыш воспринимает его вначале на слухо-зрительной основе, а затем - на слух. Птичка ставится на столе слева от ребенка.

Аналогично в разной последовательности из коробки (мешочка) извлекаются оставшиеся в нем игрушки и расставляются на столе: машинки справа, а птички - слева.

После того как ребенок вместе с педагогом поиграл с игрушками, его просят убрать их в мешочек или коробку. Педагог говорит: «Убери (слухо-зрительно, подкрепляя естественным жестом) пи-пипи (на слух)». Название игрушек повторяется в разной последовательности. Таким образом, в течение занятия ребенок воспринимает на слух каждое слово по 3–4 раза. Каждый раз, когда ребенок выбирает нужную игрушку, его просят ее назвать (как может). Постепенно малыша нужно научить сначала повторить за педагогом то, что услышал, а потом брать соответствующую игрушку. Нередко бывает, что ребенок, верно повторив звукоподражание, берет не ту игрушку. В этом случае следует сказать малышу: «Нет, неверно, послушай, что я говорила», - и повторить звукоподражание вновь на слух. Если и в этом случае ребенок ошибется, оно предъявляется слухо-зритель-но (т. е. ребенок видит лицо говорящего), а затем опять на слух.

Таким же образом можно расставлять игрушки на полке, в шкафу, приносить их, чтобы вымыть и т. д.

Это кто?

Цель: обучение различению на слух звукоподражаний.

Оборудование: шапочки-маски коровы, собаки, лошади, кошки, овцы, птички, лягушки; маленький экран.

Речевой материал: Это кто? Кто? Му, ав-ав-ав, прр, мяу, бэ, пипипи, ква-ква-ква.

Педагог раздает детям шапочки-маски (или вешает на шею картинки) с изображением животных, звукоподражательные названия которых дети уже знают.

Он произносит одно из звукоподражаний, например, му__. Дети показывают на того ребенка, у которого маска коровы (или картинка), повторяют звукоподражание. Малыш изображает корову, а педагог вместе с детьми еще 2–3 раза повторяет звукоподражание, предъявляя его не только для слухо-зрительного восприятия, но и на слух - за маленьким экраном. Аналогично педагог в разной последовательности произносит то одно, то другое звукоподражания.

По мере того как дети начинают уверенно справляться с заданием при восприятии звукоподражаний на слухо-зрительной основе, задание предлагается педагогом уже только на слух - за маленьким экраном. Дети повторяют услышанное, показывают на того ребенка, у которого соответствующая маска, и он изображает свое животное.

Вариант игры (проводится, когда дети овладеют умением самостоятельно произносить звукоподражания). Выбирается водящий. Он поворачивается к детям спиной. По указанию педагога один из детей произносит звукоподражательное название животного, соответствующее его маске. Педагог зовет водящего по имени или поворачивает его сам и спрашивает: «Это кто?». Водящий повторяет звукоподражание и показывает на ребенка в соответствующей маске.

У кого?

Оборудование: предметы или картинки, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух, соответствующие таблички, маленький экран.

Речевой материал: слова, которые будут предъявляться для различения на слух. У кого? У меня.

Педагог показывает детям предмет или картинку, просит назвать его и выбрать соответствующую табличку. Потом педагог сам повторяет слово, словосочетание или фразу, не закрывая лицо экраном, а затем на слух (за экраном) и отдает предмет или картинку одному из детей. Аналогично раздаются и все остальные предметы или картинки.

Педагог в разной последовательности называет предметы или картинки, находящиеся у детей, и спрашивает: «У кого?». Тот или иной ребенок показывает соответствующий предмет или картинку и табличку, называет его и говорит: «У меня».

Когда дети начинают справляться с заданием при восприятии речевого материала на слухо-зрительной основе, педагог предлагает его только на слух - за маленьким экраном.

Вариант игры (для индивидуального занятия). Предметы или картинки раздаются игрушкам, например кукле, зайке, мишке. Игра проводится аналогично тому, как описано выше. Ребенок повторяет услышанное, показывает соответствующий предмет или картинку и говорит: «У мишки». «Собака у куклы» и т. п.

Лото

Цель: обучение различению на слух речевого материала.

Оборудование: карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу который будет предъявляться для различения на слух, фишки или картинки, парные тем, которые изображены на карточках-лото, маленький экран.

Речевой материал: У кого? У меня. Выиграл(а), я первый (первая), лото; речевой материал слуховых упражнений.

Педагог раздает детям самодельные карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух. Карточки-лото имеют разное количество делений в зависимости от слуховых возможностей конкретного ребенка. Речевой материал подбирается индивидуально с учетом уровня слухоречевого развития. У одного ребенка на карточке-лото может быть более сложный речевой материал, у другого - более простой, у одного ребенка на карточках картинки с подписями, у другого - без подписей, а у третьего часть картинок заменена написанным словом или фразой.

Педагог предлагает детям игру в лото: выигрывает тот, кто быстрее заполнит фишками или картинками свою карту. Вначале игра проводится при предъявлении речевого материала на слухо-зрительной основе, а затем - только на слух.

Вариант игры (для индивидуального занятия). Самодельные карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух, «раздаются» игрушкам - мишке, зайке.

Что нарисовал художник (дети)?

Оборудование: картинки, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться на слух, соответствующие таблички, фланелеграф, маленький экран.

Речевой материал: картинки, возьми картинку, поставь картинку; речевой материал, который будет предъявляться на слух.

Педагог показывает картинку, на которой художник рисует, и предлагает детям угадать, что тот нарисовал (или, показав до занятия, как старшие ребята рисуют, узнать, что они изобразили). Он размещает на доске фланелеграф или ставит наборное полотно, показывает, что у него есть картинки, и предлагает послушать, какие это картинки.

Педагог за экраном называет картинку, например, У мальчика мяч и предлагает детям повторить, что они услышали. Тот из детей, кто первым точно повторит данную фразу, получает картинку и размещает ее на фланелеграфе или наборном полотне. Если фраза точно не воспринята, педагог предъявляет ее для восприятия на слухо-зрительной основе (дети повторяют ее, при необходимости прочитывают по табличке), а затем на слух, показывает картинку и с сожалением убирает. После предъявления других слов, словосочетаний или фраз она вновь повторяется.

Украсим елку

Цель: обучение восприятию на слух речевого материала.

Оборудование: вырезанная из бумаги большая елка, картинки, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться на слух, соответствующие таблички, маленький экран.

Речевой материал: елка, повесь, отложи; речевой материал, который будет предъявляться на слух.

Педагог показывает детям вырезанную из бумаги большую елку и предлагает ее украсить. Он называет первую картинку, например, большой красный шар. Дети воспринимают словосочетание на слухо-зрительной основе, повторяют его (при затруднении прочитывают по табличке). Педагог размещает картинку на елке, а затем называет следующую, например, Мама спит, дети повторяют воспринятое (при затруднении прочитывают по табличке). Педагог спрашивает, показывая на елку: «Можно повесить на елку?», и помогает детям ответить: «Нет». Картинка устанавливается в наборном полотне.

Аналогично педагог предъявляет для слухо-зрительного восприятия еще 2–3 картинки. По мере того как дети начинают справляться с заданием при предъявлении речевого материала на слухо-зрительной основе, он начинает предъявлять его на слух. Тот ребенок, который первым точно повторил слово (фразу, словосочетание), получает соответствующую картинку и размещает ее на елке или помещает в наборное полотно.

Волшебный кубик

Цель: обучение восприятию на слух речевого материала.

Оборудование: кубик (пластмассовый или из бумаги), на гранях которого написаны цифры от 1 до 6, таблички-задания, на обороте которых написаны цифры от 1 до 6, картинки и предметы, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться на слух, маленький экран.

Речевой материал: кубик, брось кубик, сколько? покажи табличку, дай табличку; речевой материал, который будет предъявляться на слух.

Педагог показывает детям кубик и предлагает одному из них бросить его. Затем дети называют цифру, написанную на верхней грани, находят соответствующую табличку и отдают ее педагогу (рис. 6). Он произносит слово, словосочетание, фразу, написанную на данной табличке, которую дети воспринимают слухо-зри-тельно. Дети повторяют услышанное или отвечают на вопрос, или выполняют поручение. Аналогично предъявляется следующее задание. В дальнейшем задания предъявляются на слух - за маленьким экраном; в случае затруднения речевой материал сначала предъявляется на слухо-зрительной основе и прочитывается, а затем вновь предлагается для восприятия на слух.

«Различай веселую и грустную музыку» Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая - в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.«Тихо и громко» Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую - топает ногами.Варианты: - можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки; - использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький - тихо; - на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне; - на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую - узкие и более бледные; - найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит» Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.Варианты: - перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.«Шагаем и танцуем» Ребенку предлагают послушать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан - шагать, под гармонь - танцевать, под бубен - бежать и т. д.«Высокий и низкий звук» Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук инструмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий - опустить.Варианты: - использовать различные инструменты: скрипку, тамбурин, треугольник, фортепьяно, аккордеон, губную гармошку и др.; - выполнять разные задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука; - изображать голосом воспринятый тон.«Ударь в бубен» Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками. Детям предлагают отбить бубном ритм, нарисованный на карточке полосками (длинные полоски - медленные удары, короткие - быстрые).Варианты: - полоски могут обозначать громкость; тогда дети ударяют в бубен то тихо, то громко.«Далеко - близко» У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.«Будь внимателен» Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» - стоять на одной ноге, «лягушка» - присесть и скакать вприсядку, «птицы» - бегать, раскинув руки, «зайцы» - прыгать и т. д. В ходе игры дети обучаются быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.«Звоночки» Материал: несколько звоночков различного звучания. Ребенок должен построить ряд, начиная с самого высоко звука (или с самого низкого).«Определи, что слышится» Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится.Варианты: - возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).«Шумящие коробочки» Материал: несколько коробочек, которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет.«Повтори» Педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить.«Быстро и медленно» Материал: кукла, барабан. Ребенку предлагают передвигать куклу под удары барабана (количество шагов и темп соответствуют ударам). Например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара. Для создания интереса можно предложить довести куклу до площадки, на которой лежит лакомство или стоит стакан сока. Кукла (а значит, и ребенок) получает заслуженную награду.«Слушай и выполняй» Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например: 1) повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову; 2) повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.«Что слышно?» По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что происходило за дверью и за окном.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Ставропольский государственный университет

Кафедра клинической психологии

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «специальная психология»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Метод исследования степени глухоты -- методика громкой и шепотной речи по Боскису И.М. Теоретико-методологическое обоснование -- теория восстановления психических функций путем растормаживания нервных центров по Л.С. Цветковой.

ЗАДАЧАМИ работы по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушенным слухом являются: - развитие их остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний;

Создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой слухозрительной основы для восприятия устной речи;

Обогащение представления детей о звуках окружающего мира.

Знакомство детей со звучащими игрушками

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Игра «Это барабан»

Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН.

Ход игры

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтриговав детей, достает из коробки (мешочка...) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют это движение: или стучат пальцем по игрушечным картонным барабанам, или по ладони. Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов татата (как могут), но не настаивает.

Игра «Это бубен»

Оборудование: бубен.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН.

Ход игры слух глухота растормаживание восприятие

Игра проводится аналогично описанной выше. По бубну можно ударять рукой, трясти его, произнося слогосочетания папапа (как могут).

Игра «Это дудка (гармошка, свисток,металлофон, шарманка)»

Оборудование: дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка), бумажные дудочки, гармошки.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, ДУДКА, ГАРМОШКА.

Ход игры

Игра проводится аналогично тому, как это описано выше. При этом детей учат извлекать звук из гармошки, металлофона, шарманки. Звучание дудки и свистка дети имитируют движениями, «играя» на индивидуальных бумажных дудочках и свистках, изображая игру на них руками. Педагог стимулирует детей сопровождать игру на звучащей игрушке или ее имитацию произнесением самых простых слогосочетаний (как могут), например:

гармошка, металлофон, шарманка -- ляляля,

дудка -- у ,

свисток -- и или пи .

Обучение детей умению реагировать на начало и конец звучания

Цель: учить детей выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.

Игра «Покажите игрушку (лялю, мишку...)»

Оборудование: барабан, небольшие игрушки (куклы, мишки, зайки...), большой экран или ширма.

Ход игры

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. У каждого ребенка в руках игрушка. У педагога та же игрушка. Она спрятана за спину. Педагог воспроизводит звучания на барабане, и в момент ударов игрушка появляется из-за спины и танцует. Педагог прекращает игру на барабане и прячет игрушку вновь за спину.

Педагог учит детей в момент начала игры на барабане показывать игрушку и убирать ее, когда звучание прекращается.

По мере того как дети овладевают этим умением, видя действия взрослого, звучания начинают предъявляться и только на слух. С этой целью педагог воспроизводит удары по барабану за экраном (ширмой).

По мере определения того, какие игрушки и на каком расстоянии слышат дети с помощью индивидуальных слуховых аппаратов (или без них), в данной игре в качестве источника звука могут выступать и другие звучащие игрушки, например, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка.

Игра «Мы танцуем»

Оборудование: пианино, дудка, цветные ленточки, платочки, большой экран или ширма.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.

Ход игры

Дети полукругом стоят перед педагогом, у каждого в руках ленточки или платочки. Педагог одной рукой начинает играть на пианино, а второй -- размахивать платочком (ленточкой) над головой. Он прекращает игру и опускает руку, пряча за спину платочек (ленточку).

Педагог учит детей в момент начала игры на пианино размахивать платочком (ленточкой) над головой и убирать его за спину, когда звучание прекращается.

По мере того как дети овладевают этим умением, видя игру педагога на пианино, звучания начинают предъявляться и только на слух. С этой целью педагог играет на пианино за экраном (ширмой) или дети поворачиваются спиной.

Вместо платочков у детей могут быть флажки (ленточки...), которые они поднимают в момент звучания и опускают, когда оно прекращается. Можно дать детям маленьких кукол, которые начинают танцевать под музыку и останавливаются (садятся) при ее прекращении.

Аналогично проводится игра, в которой в качестве источника звука используется дудка.

Игра «Похлопаем»

Оборудование: бубен, большой экран или ширма.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.

Ход игры

Игра проводится аналогично играм, описанным выше. В ответ на удары по бубну дети хлопают в ладоши перед грудью (педагог стимулирует их сопровождать хлопки произнесением слогов папапа или татата /как могут/), а после их прекращения опускают руки.

Игра «Разбудим куклу»

Цель: развивать внимание детей к звукам окружающего мира.

Оборудование: кукла, часы-будиль-ник, пылесос, телефон, картинки с подписями: ЧАСЫ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.

Речевой материал:будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, кукла (...) спит, кукла (...) не спит, ЧАСЫ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.

Ход игры

Дети полукругом сидят перед педагогом. Перед ними в кровати спит большая кукла. У педагога будильник. Он говорит: «Кукла спит». Затем он включает будильник, от звука кукла «просыпается». Он повторяет это несколько раз. В то время как еще продолжает звучать будильник, педагог может спрашивать детей: «Что звучит?» и показывает картинку с подписью ЧАСЫ,которая прочитывается.

Затем детям раздаются маленькие куколки в кроватках. Педагог на глазах детей вновь заводит будильник и учит детей в момент его звучания показывать, что кукла проснулась, и отвечать на вопрос «Что звучало?» показом картинки с подписью и ее прочтением.

Когда дети начнут справляться с заданием «будиты> куклу по звонку будильника в условиях, когда они видят, как педагог его включает, звучание начинает предъявляться только на слух. В этом случае будильник заводится за экраном, ширмой.

В ходе последующих игр детей учат аналогично воспринимать звучания пылесоса, телефона или любых других бытовых шумов. В ответ дети показывают, как проснулась кукла (мишка, зайка...), а в ответ на вопрос «Что звучало?» демонстрируют соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее. Вместо игрушки можно «будить» и одного из детей: он сидит или лежит перед детьми, изображая сон, и пробуждается по звуковому сигналу.

Когда дошкольники начинают уверенно «будить» игрушку при восприятии того или иного бытового звучания, можно усложнить игру: предложить детям различать, какой звук разбудил игрушку.

Педагог демонстрирует, как большая кукла просыпается от звонка будильника, затем ее вновь укладывают спать и будят, например, шумом пылесоса. Педагог каждый раз спрашивает детей: «Что звучало?» В ответ они показывают соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее.

После того как данное упражнение становится им понятным, педагог за большим экраном то заводит будильник, то включает пылесос. Кукла просыпается, и дети показывают картинку

того предмета, который разбудил куклу. Вначале им предлагается выбор из двух картинок, например, будильник и пылесос, пылесос и телефон, телефон и будильник. В дальнейшем, если это доступно детям группы, можно предлагать выбирать и из трех картинок.

Обучение различению на слух звучащих игрушек

Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из 2 -- 4.

«Это барабан или гармошка?»

Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла, маленькие зайки и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, ГАРМОШКА.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, БАРАБАН, ГАРМОШКА.

Ход игры

Дети сидят перед педагогом за столами. На столе у педагога сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки -- барабан, около куклы -- гармошка. На столах у детей или маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Педагог ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.

Педагог на глазах детей играет в разной последовательности то на барабане, то на гармошке, не показывая при этом соответствующей звучанию игрушки. Дети самостоятельно выбирают нужную игрушку (картинку), т.е. барабан -- зайка, который прыгает, гармошка -- кукла, которая танцует. В подтверждение правильности выбора педагог также выполняет действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или играть на гармошке.

Когда дети начнут уверенно справляться с данным заданием, звучания начинают предъявляться им уже не на слухозрительной, а на слуховой основе. С этой целью педагог стучит в барабан или играет на гармошке за большим экраном или ширмой и побуждает детей выбрать нужную игрушку. Затем он, продолжая воспроизводить звучание, появляется из-за экрана (ширмы), оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла, если звучит гармошка, или прыгает зайка -- барабан.

Аналогично проводятся игры-упражнения и с другими парами звучащих игрушек, например: барабан (прыгает зайка) и дудка (едет машина); металлофон (летают бабочка, маленькая птичка) и бубен (прыгает лягушка). В дальнейшем ребенку предлагают выбирать не из двух, а из трех звучаний: барабан -- дудка -- металлофон, гармошка -- бубен -- дудка.

Игра «Слушаем и показываем»

Цель: учить детей соотносить определенное действие со звучанием той или иной игрушки.

Оборудование: барабан, бубен, дудка, гармошка, свисток, металлофон, шарманка, соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, БУБЕН, ДУДКА, ГАРМОШКА, СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН, ШАРМАНКА.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, ЧТО ЗВУЧАЛО?, БАРАБАН, БУБЕН, ДУДКА, ГАРМОШКА, СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН, ШАРМАНКА.

Ход игры

Дети стоят полукрутом перед педагогом. Перед ним три звучащих игрушки, например, барабан, дудка, гармошка. Он стучит в барабан и начинает шагать на месте, произнося татата, и побуждает детей к этому же. Педагог повторяет данное упражнение 2 -- 3 раза. После каждого выполнения упражнения он спрашивает: «Что звучало?», дети в ответ показывают соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее. Затем аналогично предъявляются звучания гармошки -- танцевать (или руки на пояс, приседать, или поднять руки над головой и вращать, или кружиться и т.п.), произнося ляляля; дудка -- «играть» на воображаемой дудочке -- у .

Педагог в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке, то на гармошке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие. Если кто- то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение. Затем дошкольники показывают соответствующую картинку и читают подпись.

В течение нескольких занятий педагог проводит описанные упражнения с перечисленными игрушками: барабан -- шагать на месте, произнося, как могут, папапа, бубен -- хлопать в ладоши -- татато, дудка -- «играть» на дудочке -- у, гармошка -- танцевать -- ляляля, свисток -- поднимать руки вверх -- ли, металлофон --ударять кулачком о кулачок -- татата, шарманка -- «играть» на шарманке -- а -- а -- а .

Игра «Что звучало?»

Цель: обучение различению на слух звучащих игрушек.

Оборудование; барабан и дудка, соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, ДУДКА, картинки с изображением этих звучащих игрушек.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, ЧТО ЗВУЧАЛО?, БАРАБАН, ДУДКА.

Ход игры

Дети стоят полукругом перед педагогом. У педагога барабан и дудка. Он стучит по барабану, дети в ответ шагают на месте, произнося тотата. В ответ на последующий вопрос «Что звучало?» они показывают соответствующую картинку и прочитывают подпись. Аналогично предъявляется звучание дудки.

Педагог на глазах детей в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие, сопровождая его произнесением слогов. Если кто-то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение. Затем дошкольники показывают соответствующую картинку и читают подпись.

Педагог устанавливает большой экран или ширму, на глазах детей берет барабан и стучит по нему за экраном (ширмой). Дошкольники воспринимают звучание на слух, начинают шагать на месте, произнося татата. В это время педагог поднимается из-за экрана или выходит из-за ширмы, продолжая стучать в барабан. Он предъявил на слух образец звучания барабана. Аналогичная работа проводится и с дудкой.

Затем педагог за экраном (ширмой) в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие, сопровождая его произнесением слогов. Если кто-то из детей ошибается, педагог, продолжая извлекать звук из игрушки, показывается детям (они воспринимают звучание слухозрительно), дошкольники, допустившие ошибку, исправляются. Затем дети показывают соответствующую картинку и читают подпись.

Аналогично организуются игры-упражнения и для различения на слух других игрушек. Постепенно педагог начинает предъявлять игрушки, звучание которых не столь резко различается, например, барабан и бубен, дудка и гармошка и т.п. Он также постепенно увеличивает выбор, доводя его до выбора из 3 -- 4 и более звучащих игрушек.

Обучение различению на слух длительности звучаний

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие зву-

Игра «Машина (поезд) едет»

Оборудование: игрушечные машинки или поезда по количеству детей, две дороги для машин (длинная полоска картона и короткая), таблички ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО), под первой табличкой -- длинная черта, под второй -- короткая.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, машина, долго, кратко.

Ход игры

Дети и педагог полукрутом сидят на ковре (на полу). У каждого по одной машинке и по две «дороги», расположенные друг под другом. У педагога большая машина и две большие дороги, чтобы могла «проехать» машина: короткая и длинная.

Педагог везет машину по длинной дороге, произнося у___(долго), побуждает детей провезти свои машины по длинной дороге. Затем машина возвращается в исходное положение -- между двумя «дорогами». Педагог везет машину по короткой дороге -- у и побуждает к этому же и детей.

Педагог везет машину в разной последовательности то по длинной, то по короткой дороге, произнося гласный у кратко или долго; каждый раз после «поездки» машина ставится между «дорогами», Дети повторяют упражнение за педагогом, также произнося, как могут, у долго или кратко. Когда они начнут справляться с заданием уверенно, педагог после его выполнения спрашивает: «Как звучало?» и помогает с помощью табличек ответить детям -- ДОЛГО или НЕДОЛГО (КРАТКО).

Затем педагог ставит перед собой большой экран или ширму, переносит за него, например, длинную «дорогу», везет по ней машину, произнося протяжно у.Затем это же он проделывает с короткой дорогой. Теперь две дороги за экраном. Педагог везет машину в разной последовательности то по длинной, то по короткой дороге, произнося за экраном гласный у кратко или долго. Дети слушают и выполняют упражнение -- везут машину по длинной или короткой дороге, произнося у долго или кратко. Каждый раз после «поездки» машина ставится между «дорогами». Педагог после выполнения задания спрашивает: «Как звучало?» и помогает с помощью табличек ответить детям -- ДОЛГО или НЕДОЛГО (КРАТКО).

Полезно в этой игре использовать и «маленького учителя»: педагог показывает ребенку табличку, например, НЕДОЛГО (ДОЛГО), ребенок произносит без экрана или за ним протяжно а--, следит, чтобы дети нарисовали длинную линию.

Игра «Мы рисуем»

Оборудование: специально разграфленные листы бумаги, фломастеры, таблички ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО).

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, фломастеры, бумага, рисуйте долго, недолго (кратко).

Ход игры

Дети сидят за столами. Перед каждым, специально разграфленный лист бумаги: нанесены хорошо видимые 10-- 12 линеечек и четкие точки в начале строки. Такой же или несколько более крупный лист бумаги прикреплен на доске или на мольберте.

Педагог берет фломастер, устанавливает его в начало первой строчки, протяжно произносит а--и одновременно проводит длинную линию. Он предлагает детям взять фломастеры, установить их в начало строки, вновь произносит протяжно а-- и помогает детям нарисовать длинную линию 3 . Затем аналогично организуется, работа над кратким звуком а --, на следующей строчке рисуется короткая черта.

Педагог в разной последовательности произносит гласный о, то кратко, то протяжно; один ребенок рисует линию на листе бумаги, прикрепленном к доске (мольберту), остальные -- на своих листах, сопровождая проведение линии долгим или кратким произнесением звука. Когда дети начнут уверенно выполнять данное упражнение, педагог после того как линия уже проведена, спрашивает: «Как звучало?» и помогает детям с помощью табличек, или расположенных на доске (в наборном полотне), или на столе у каждого ребенка, ответить -- ДОЛГО или НЕДОЛГО (КРАТКО).

Педагог начинает произносить гласный а протяжно или кратко за экраном; дети различают звучание на слух. В ответ они рисуют линии соответствующей длины и характеризуют звучание с помощью табличек.

Обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний

Цель: учить детей определять на слух слитность звучаний.

Игра «Топайте-идите»

Оборудование: барабан, большой экран или ширма, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да. нет, верно, неверно, барабан, СЛИТНО, НЕ СЛИТНО.

Ход игры

Дети стоят полукругом перед педагогом. Он производит по барабану ряд ударов без пауз (слитно), шагает на месте, произнося татата, и побуждает к этому же детей. Затем он ударяет по барабану с паузами (не слитно), топает одной ногой, произнося то та та, и побуждает к этому же детей.

Педагог на глазах детей производит то слитные, то не слитные удары по барабану, которые сопровождаются соответствующим произнесением слогов: татата или яга та та. В ответ дети либо шагают на месте, произнося слоги слитно -- татата, либо топают одной ногой -- тат та (не слитно). Когда они начинают справляться с данным заданием, педагог, после того как дети уже отреагировали тем или иным движением на звучание, спрашивает: «Как звучало? » и помогает выбрать соответствующую табличку: СЛИТНО или НЕ СЛИТНО.

По мере того как дети научаются различать слитные и неслитные звучания на слухозрительной основе, они предлагаются педагогом на слух. С этой целью он стучит по барабану за большим экраном или ширмой. Дети воспроизводят услышанное звучание движениями и произнесением слогов, а затем показывают (или прочитывают) соответствующую табличку. В случае ошибки кого-то из детей звучание предлагается на слухозрительной основе, т.е. без большого экрана (ширмы), а затем повторяется за ним для восприятия образца на слух.

Стучать по барабану может и «маленький учитель» -- один из детей. В этом случае педагог может давать ему задания «Играй слитно (не слитно)».

Игра «Веселый круг»

Оборудование: таблички СЛИТНО, НЕ СЛИТНО.

Речевой материал: будем играть, слушайте, идите, да, нет, верно, неверно, СЛИТНО, НЕ СЛИТНО.

Дети и педагог стоят в кругу, держась за руки. Педагог произносит слитно слогосочетания, например, татата или па-папапа, в момент их произнесения начинает вместе с детьми плавно идти в центр круга, побуждая детей повторять слитно те же слоги. Затем педагог произносит слогосочетания прерывисто -- та та та или па па па и вместе с детьми идет по кругу приставным шагом.

Педагог произносит слоги то слитно, то прерывисто и учит детей двигаться или плавно в центр крута (или из центра назад, когда круг стал маленьким), или резко приставляя ногу, произнося слогосочетания соответственно слитно или не слитно.

Когда дети начали уверенно справляться с заданием вместе с педагогом, он встает в центр круга и вновь и вновь в разной последовательности произносит слогосочетания то слитно, то прерывисто. Дети в ответ воспроизводят движения -- плавные в центр круга или из него или по кругу, резко приставляя ногу, произнося соответственно или татата (папапа) или та та та (па па па).

И наконец, педагог предлагает различать слитное и прерывистое произнесение слогосочетаний на слух, т.е. они произносятся за маленьким экраном. В ответ дети воспроизводят те или иные движения, сопровождая их соответствующим произнесением "слогов. Можно просить детей охарактеризовать звучания с помощью табличек: Как звучало? -- СЛИТНО или НЕ СЛИТНО.

Различение на слух громкости звучаний

Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания.

Игра «Две собаки»

Оборудование: игрушки -- большая собака и маленькая собачка, таблички ГРОМКО и ТИХО.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, собака, большая собака, маленькая собака, громко, тихо.

Ход игры

Дети полукругом располагаются перед педагогом. Он, заинтересовывая детей, достает большую собаку и показывает, как она лает -- аф-аф-аф. Дети вместе с педагогом изображают большую собаку и ее громкий лай. Аналогично показывается и изображается маленькая собачка.

Педагог, не показывая ту или иную игрушку, изображает то большую, то маленькую собаку и «лает» соответственно или громко, или тихо 6 . Дети подражают педагогу, а затем показывают на собаку (большую или маленькую), которую они изображали.

Затем педагог демонстрирует детям только лай собак, т.е. он произносит звукоподражание аф-аф-аф громко или тихо. Дети в ответ изображают маленькую собачку, «лая» тихо, или большую, «лая» громко, и показывают на соответствующую игрушку. Педагог каждый раз после показа спрашивает: «Как звучало?» и помогает детям выбрать нужную табличку ГРОМКО или тихо. Для облегчения усвоения данных

терминов табличка ГРОМКО пишется крупными буквами, а тихо -- на такой же полоске бумаги мелкими.

Когда дети начинают справляться с данным заданием, педагог за экраном дает им образец громкого и тихого звучаний. С этой целью, изображая маленькую собаку, он тихо «лает», закрыв лицо экраном, и большую -- «лая» за экраном громко.

Детям предлагается различать громкий и тихий «лай» на слух. При этом педагог произносит за экраном только звукоподражание то громко, то тихо, не демонстрируя игрушку. В ответ дети изображают большую или маленькую собаку, «лая» громко или тихо, а затем показывают на соответствующую игрушку. На вопрос педагога: «Как звучало?» дошкольники отвечают с помощью выбора таблички.

Игра «Громко -- тихо»

Оборудование: барабан или бубен, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, барабан (бубен), идите, ГРОМКО, ТИХО.

Ход игры

Дети стоят друг за другом. Педагог громко стучит по барабану (бубну) и показывает табличку ГРОМКО и, продолжая ударять в барабан, вместе с детьми идет по кругу, высоко поднимая ноги. Когда барабан звучит тихо, показывается табличка тихо, и педагог и дети идут на носочках.

Затем педагог встает в центр круга, ударяет по барабану то громко, то тихо и побуждает детей при тихих ударах идти на носочках, а при громких -- шагать, высоко поднимая ноги. В момент ударов педагог спрашивает: «Как звучало?» и помогает детям с помощью табличек ответить тихо или ГРОМКО.

Когда дети начинают уверенно справляться с заданием, видя, как педагог ударяет по барабану (бубну), т.е. на слухозрительной основе, он выходит из круга и переходит к предъявлению звучаний на слух, используя для этого ширму или большой экран.

Аналогичная игра может быть проведена и с использованием в качестве источника звука речевых сигналов -- слогов, которые произносятся громко и тихо.

Игра усложняется, когда педагог предлагает детям различать громкость звучаний при выборе из трех -- громко, негромко (средней громкости), тихо. В этом случае громкие удары по барабану (бубну) или произнесение слогов громким голосом сопровождаются движением по кругу, при котором высоко поднимаются ноги -- ГРОМКО, негромкие -- обычной ходьбой, а тихие -- ходьбой на носочках-- ТИХО.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности сюжетно-ролевой игры детей с недостатками слухового восприятия. Разработка программы работы по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия, оценка ее практической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    Характеристика слова как единства звука и значения. Описание методов восстановления высших психических функций. Исследование зрительного и соматосенсорного гнозиса у детей с нарушением речи. Коррекция речи путем развития межфункциональных корковых связей.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    Понятие речи в психологической науке как формы общения, опосредованной языком. Неосознаваемость, уровневость и осмысленность восприятия речи. Основные модели восприятия речи в контексте психолингвистики. Психолингвистическая теория понимания речи.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2013

    Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности. Закономерности, причины и характеристика задержки развития речи у детей, их логопедическое обследование. Методики исследования уровня речи. Опытная работа по развитию речи у младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2009

    Анализ теоретической литературы по проблеме общения и эффективного восприятия речи у подростков. Психологические особенности установок, способствующих эффективному восприятию речи. Формы коммуникационной деятельности подростков, структура и виды общения.

    презентация , добавлен 16.03.2014

    Психологическая структура процесса восприятия и понимания речи. Методы исследования понимания речи (вопросы и конструкции). Особенности понимания речи ребенка с нарушениями речи. Психологическая структура и сравнительный анализ теорий порождения речи.

    контрольная работа , добавлен 31.10.2014

    Смысловое восприятие речи, проблемы понимания лексико-грамматических элементов: исследования отечественных и зарубежных учёных. Становление механизма смыслового восприятия речи как сложного мыслительного процесса, социально-интеллектуальное становление.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Становление понятия деятельности в истории научной школы Л. Выготского. Механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов). Роль внешних средств и интериоризации в развитии памяти детей.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Характеристика пластичности нервных и психических процессов младшего школьного возраста, как одной из психофизиологических предпосылок развития социального интеллекта. Психофизиологическое исследование нарушений механизма готовности к речи (заикание).

    реферат , добавлен 18.03.2010

    Основные положения и понятия культурно-исторической концепции Выготского. Воображение как высшая психическая функция. Соотношение и взаимосвязь высших и низших психических функций, мышления и речи, коллективного и индивидуального, аффекта и интеллекта.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт