Курсовая работа исследование влияния тревожности на уровень интеллекта. Взаимосвязанное влияние интеллекта и тревожности на успеваемость младших школьников

18.03.2019

В современном мире, где постоянно происходят социальные и экономические преобразования, наука шагает вперед семимильными шагами, очень трудно жить взрослому человеку. Что же можно сказать о детях? Дети очень чутко воспринимают тревогу родителей и педагогов, именно поэтому в настоящее время уровень детской тревожности крайне высок. Особенно часто повышенная тревожность наблюдается у детей, растущих в неполных семьях или в семьях, испытывающих экономические, психологические и материальные проблемы. Также высокая тревожность наблюдается и у детей, которые единственные в семье и ощущающие гиперопеку родителей.

Термины «тревога», «тревожность», «страх»

Тревожность и тревога это различные состояния. Тревожностью называют личную психологическую особенность, при наличии которой человек испытывает повышенное беспокойство и дискомфорт в разных жизненных ситуациях, даже и тогда, когда ситуация к возникновению тревоги не предрасполагает.

Под тревогой подразумевают однократное чувство дискомфорта и беспокойства. Например, волнение ребенка перед сдачей экзамена или накануне выступления на концерте, празднике. То есть тревога имеет место не всегда, иногда ребенок перед серьезным жизненным этапом может сохранять спокойствие.

Тревога лишь эпизодическое явление, а тревожность – устойчивое состояние. При наличии тревожности ребенок беспокоится постоянно и в любых, даже незначительных ситуациях (оторванная пуговица, ответ у доски, разговор с незнакомым взрослым). Тревожность сопровождает ребенка/взрослого почти всегда и не связана с определенным видом деятельности.

Страх – это самая опасная человеческая эмоция, которая основана на боязни чего-то конкретного. Это может быть страх высоты, глубины, темноты и так далее. Согласно утверждению К. Изарда – тревога есть совокупность негативных эмоций, в которой одной из них является страх. Страх может развиться в любом возрасте, а в детском особенно часто. Детские страхи делятся на категории по возрасту:

  • 1 год – 3 года (ночные страхи);
  • 3 – 5 лет (страх темноты, одиночества);
  • 5 – 7 лет (страх смерти);
  • 7 – 11 лет (страх «плохого» ребенка).

Высокая тревожность и ее виды

Диагностика степени тревожности основана на различных психологических тестах. Тревожность средней степени и высокой откладывают отпечаток на качество жизни и даже могут привести к развитию психических расстройств. Считается, что предрасполагающим фактором высокой тревожности является наследственность. Другим фактором риска служат неадекватное воспитание и отрицательный жизненный опыт. Борются с высокой тревожностью психологи, но при условии, что она не является признаком психического заболевания.

Виды тревожности

Тревожность личностная

Под этим типом тревожности имеют в виду индивидуальную особенность конкретного человека испытывать чрезмерное беспокойство в тех случаях, когда остальные люди его практически не ощущают. Данный вид тревожности связан с особенностями личности, характером и темпераментом, генной предрасположенностью. Для людей с подобной тревожностью характерна необщительность и замкнутость. Личностная тревожность оставляет свой след на всех моментах общения с людьми, мотивации и оценки себя.

Тревожность ситуативная

Дает о себе знать только в тяжелых жизненных ситуациях человека, но в другое время он не испытывает дискомфорта и беспокойства. Причины, которые вызывают ситуативную тревожность:

  • быстро изменяющийся окружающий мир (природные катаклизмы, экономические проблемы, общественные беспорядки, войны);
  • общение индивидуума с себе подобными не может обходиться без стрессов, конфликтов и ссор;
  • конфликты и проблемы с близкими и родственниками;
  • жизненный отрицательный опыт.

Причины тревожности по возрастам

Состояние тревожности может развиться у человека в любом возрасте, в том числе и у новорожденных. У младенцев тревожность проявляется в виде чрезмерного беспокойства, частого плача без причины, нарушенного сна и плохого аппетита. Но с возрастом происходит становление нервной системы и ее усложнение, поэтому признаки тревожности приобретают более сложные черты.

Тревожность детская

К причинам высокой тревожности у детей дошкольного возраста относятся:

Общее состояние ребенка

Факторами риска являются: генетическая предрасположенность к нервным расстройствам, личные особенности характера, повышенная чувствительность (тревожность родителей передается ребенку), родовые травмы, перенесенные инфекционные болезни и другие патологические состояния в период новорожденности. Также предрасполагают к повышенной тревожности у детей младшего возраста заболевания женщины в период беременности, анте-, интра- и постнатальные поражения ЦНС новорожденного.

Внешние факторы

К ним относятся внутрисемейная атмосфера и методы воспитания ребенка. Это может быть чрезмерная опека (когда ребенок в семье единственный, и он лишен самостоятельности и права выбора) либо, напротив, отсутствие хоть какой-то заботы и внимания, так как ребенок нежеланный.

Высокая тревожность у детей зачастую переходит в невроз (истерический, неврастенический, фобический и прочие).

Тревожность школьная

К развитию школьной тревожности приводят:

  • значительные школьные нагрузки;
  • трудности в преодолении школьной программы;
  • полное непонимание отдельных школьных предметов;
  • завышенные требования со стороны родителей (наш ребенок должен быть самым лучшим или, наоборот, наш ребенок самый бездарный и ленивый);
  • отрицательное отношение к ребенку школьных учителей;
  • несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликты и ссоры;
  • частая смена школ;
  • частые контрольные, проверочные и экзамены.

Повышенная тревожность у детей – школьников может перейти в школьный невроз (головная боль, пищеварительные расстройства накануне посещения школы), школьную фобию (страх посещения школы), дидактогенный невроз (неприятие обучения).

Тревожность подростковая

Подростковый период у ребенка самый сложный и переломный. В эту стадию ребенок претерпевает не только гормональные перестройки, но и пересматривает отношение к себе и другим людям. Причинами повышенной тревожности у подростка служат:

  • сложные гормональные изменения, которые отражаются на всех органах и системах организма, в том числе и на ЦНС;
  • осознание собственной независимости и права выбора, самостоятельный прием решений;
  • изменения, происходящие в коллективе (неприятие «белых ворон», агрессия сверстников, юношеский максимализм);
  • периодическая активность, резко сменяющаяся депрессией и апатией, внезапные смены настроения.

Тревожность у взрослых

У взрослых людей к повышенной тревожности предрасполагают:

  • определенные жизненные периоды (мужской и женский климакс, кризис среднего возраста);
  • специфические профессии, связанные с постоянными стрессами, переутомлением и ненормированным рабочим днем (летчики, врачи хирургических специальностей, экстренная помощь населению);
  • трудности при общении с новыми людьми или в публичных выступлениях;
  • сексуальные проблемы;
  • личные неурядицы (развод, смерть близких, болезнь, утрата работы).

Признаки тревожности

У ребенка с повышенной тревожностью имеется определенный портрет, который опытному педагогу бросается в глаза сразу. Такой ребенок с опаской и напряжением входит в помещение (класс, группу детского сада), беспокойно оглядывается, робко и неслышно здоровается и присаживается на край ближнего стула. Ребенок выглядит так, как будто ожидает неприятностей от всех и всего. Он отличается чрезмерным беспокойством, например, не ожидания самого события (вызов к доске, выступление на публике), а только его предчувствия. Подобные дети скрытные, предпочитают не делиться своими проблемами, а держать их в себе. Они ощущают свою беспомощность, боятся новых игр и участия в них, новых видов деятельности. С другой стороны такие дети крайне самокритичны и предъявляют к себе повышенные требования. Самооценка у них низкая, на полном серьезе они считают, что хуже остальных детей (самые некрасивые, неуклюжие, бестолковые). Со стороны взрослых они постоянно ждут поощрения и одобрения.

Детей с повышенной тревожностью беспокоят и соматические расстройства: абдоминальные и головные боли, головокружения, спазмы мышечные и в горле, затрудненное дыхание и прочие. Во время возникновения тревоги у подобных детей появляются сухость во рту, комок в горле, мышечная слабость, тахикардия.

Для выявления ребенка с повышенной тревожностью воспитателю требуется не один день. Он должен понаблюдать за малышом в разные периоды активности и дни недели. Как ребенок ведет себя при обучении и отдыхе, во время игр и общения с ровесниками.

Критерии тревожности:

  • беспокойство чрезмерное и постоянное;
  • напряжение мышц (чаще лицевых и шейных);
  • раздражительность;
  • сон с нарушениями.

Если хотя бы один из перечисленных признаков наблюдается постоянно, педагогу/родителю следует задуматься о повышенной тревожности у ребенка. С этой цели прибегают к проведению различных психологических тестов на тревожность.

Типы тревожных детей

Дети – невротики

У таких детей ярко выражены соматические проблемы. Их отличают нервный тик и заикание, часто подобные дети страдают энурезом.

Расторможенные дети

Данных детей отличает чрезмерная активность и чувствительность, которые маскируют страхи. Они стремятся быть хорошими в поведении и учебе, при неудачах меняют тактику вплоть до хулиганства. Могут быть признанными «клоунами» в коллективе, ведь такое поведение привлекает внимание других ребят и педагогов. Кажется, что подобные дети не реагируют на критику и замечания, но это не так, просто они прячут свою неуверенность глубоко в душе. Расторможенных детей отличают проблемы с памятью и вниманием, трудности с мелкой моторикой.

Закрытые дети

Крайне замкнутые и неуверенные в себе. Полностью игнорируют критику, отказываются от участия в общих играх, прогулках и общения со сверстниками. Имеют трудности в контактах с взрослыми, не желают учиться ввиду отсутствия мотивации.

Застенчивые дети

Эти дети милы без исключения, но теряются при публичном выступлении (у доски, перед гостями или на празднике). Отличаются исполнительностью, старательностью и обязательностью, но никогда не проявляют инициативу. Также у застенчивых детей имеются трудности в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми. Про подобных детей говорят, что «слезы у них близко». Ждут поощрения и похвалы от взрослых постоянно.

Диагностика уровня тревожности

Диагностика уровня тревожности подразумевает проведение различных психологических тестов и заполнение опросников:

Опросник Лаврентьевой, Титаренко

Родителям предлагается выбрать из 20 признаков те, которые имеются у ребенка:

  • быстрая утомляемость при работе;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • чрезмерное беспокойство при новом задании;
  • напряженность и скованность при выполнении задания;
  • частое смущение;
  • разговоры о напряженных ситуациях;
  • частая гиперемия лица;
  • жалобы на страшные сны;
  • холодность и влажность рук;
  • часто расстройство стула;
  • высокая потливость при волнении;
  • плохой аппетит;
  • беспокойный сон, трудности с засыпанием;
  • повышенная пугливость, множество страхов;
  • постоянное беспокойство;
  • неспособность сдержать слезы;
  • непереносимость ожидания;
  • боязнь новых дел;
  • неуверенность в своих силах;
  • боязнь трудностей.

Количество положительных ответов позволяет определить уровень тревожности: 15 – 20 баллов говорит о высокой тревожности, 7 – 14 – о тревожности среднего уровня и 1 – 6 баллов – ребенок с низкой тревожностью.

Тест тревожности по Тэммпл, Амен и Дорки

Ребенку предлагают просмотреть некоторые жизненные ситуации, обозначенные на картинках в определенной последовательности (всего рисунков 14). Он должен ответить одной эмоцией (радостью или грустью) на каждую картинку:

  • ты играешь с маленьким ребенком, какое у тебя лицо (грустное или веселое);
  • ты идешь с мамой и младшим братиком (он в коляске) на прогулку;
  • на тебя нападает старший, какое у тебя лицо;
  • ты самостоятельно одеваешься, тебе радостно или грустно;
  • ты играешь с детьми старше тебя, тебе весело или грустно;
  • ты ложишься спать один, а родители заняты, тебе весело или грустно;
  • ты самостоятельно умываешься, какое лицо у тебя при этом;
  • тебя ругает мама, тебе грустно или весело;
  • родители играют с младшим, не обращая на тебя внимания;
  • у тебя ровесник хочет отобрать игрушку, это смешно или грустно;
  • мама заставила собрать разбросанные игрушки, это весело или грустно;
  • ровесники уходят по домам, тебе весело или грустно;
  • вы всей семьей на фотографии, тебе грустно или весело;
  • ты ешь один, это грустно или весело.

После просмотра рисунков заполняется специальная таблица и высчитывается уровень тревожности. Помимо выражения лица ребенок должен сопровождать каждый рисунок своим комментарием. Уровень тревожности рассчитывается по формуле: УТ (тревожность) = (количество отрицательных эмоций / 14)* 100.

При УТ 50% и выше говорят о высокой тревожности, УТ, равный 20 – 50% о средней тревожности и УТ меньше 20% - о низкой тревожности.

Тест тревожности Филипса

У детей школьного возраста тревожность определяют по Филипсу. Этим занимается школьный психолог, который тестирует сразу группу школьников (класс). Опросник Филипса состоит из 58 вопросов, ответы на которые позволяют оценить:

  • уровень тревожности всего класса;
  • выраженность переживаний по поводу стресса в обществе;
  • тревожность по поводу возможных успехов и положительных оценок;
  • страх по поводу самовыражения;
  • страх по поводу проверок знаний;
  • страх по поводу мнения одноклассников и учителей;
  • уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям;
  • страх по поводу отношений с педагогами.

Вопросы под определенными номерами соответствуют перечисленным выше критериям. Каждый положительный ответ считается как один балл и суммируется по группам, выявляя уровень тревожности в данном коллективе.

Шкала тревожности Спилберга-Ханина

По этой шкале, опросник которой состоит из 40 вопросов, предлагается определить уровень тревожности самостоятельно. Первые 20 вопросов дают оценку по поводу ситуативной тревожности, вторая половина вопросов позволяет оценить личностную тревожность.

Меры помощи ребенку с повышенной тревожностью

Самостоятельно ни ребенок, ни его родители не в силах справиться с данным состоянием. Требуется помощь дипломированного психолога, а в некоторых случаях и психиатра. Работа психолога включает 3 направления:

  • Повышение самооценки;
  • Блокада мышечных спазмов;
  • Умение ребенка управлять собой в сложных ситуациях.

Повышение самооценки

Занимает длительное время и включает: обращение к ребенку по имени, похвалу за успехи, пусть и незначительные, выделение успехов ребенка среди других детей. Важно хвалить малыша искренне, и он должен знать, за какое именно достижение его хвалят. Также для повышения самооценки эффективны следующие игры с участием других детей: «комплименты», где один ребенок говорит другому что-то хорошее, «я дарю тебе» - игра, в которой участники дарят друг другу (на словах) что-то и прочие. Подобные игры позволяют тревожному ребенку посмотреть на себя глазами сверстников и оценить их отношение к себе.

Управление собственным поведением

Тревожные дети прячут свои обиды и страхи в себе и на все вопросы взрослых отвечают, что все нормально. Чтобы ребенок раскрылся, следует привлечь его к коллективному обсуждению какой-либо проблемы (страхи есть у всех). В группе детского сада можно вести общий разговор с детьми, сидящими в кругу, о чем они переживают в какой-то волнующей их ситуации. В школе можно привести примеры из литературы, из разряда: смелый человек не тот, который не имеет страхов, а тот, который умеет их преодолевать. Суть разговора следует сводить к признанию каждого ребенка о том, чего он конкретно боится. Тогда ребенок с повышенной тревожностью сможет понять, что он не один такой, что у остальных тоже есть проблемы. Ни в коем случае не допускается сравнить ребенка с успехами другого, это только снижает его самооценку. Важно уметь родителям разглядеть в тревожном ребенке его личные, заслуживающие внимания, качества и стремиться их развивать.

В первую очередь снизить предъявляемые требования ребенку, зачастую родителям хочется, чтобы их малыш умел и достиг того, чего они сами не сумели достичь. Ребенок просто не в силах понять, и, тем более воплотить какие-то несбывшиеся мечты своих родителей. Неудачи накрывают его с головой, и ребенок все больше замыкается в себе, беспокоится и получает вместо любви и заботы лишь дополнительные замечания и хулу. Это только усиливает тревожность.

Также родителям следует постоянно отмечать малейшие успехи своего чада, сделать все, чтобы доказать свою любовь, независимо от успехов и снизить количество замечаний. Для этого предлагается простое решение: попробовать родителям записывать все замечания ребенку в течение дня и вечером их перечитывать. Из дневника будет ясно, что большинства замечаний можно было избежать.

Не стоит заставлять ребенка приносить постоянные извинения за то или иное действие. Это его только озлобит и еще больше отгородит от родителей. Также необходимо отказаться от невыполнимых угроз: «Я в таком случае откажусь от тебя!», « Я убью тебя!», «Чтобы ты исчез навсегда с глаз моих долой!». Разговоры «по душам» помогут сблизить родителей и их малыша, узнать наболевшие проблемы и помочь их решить общими силами.

Вопрос – ответ

Вопрос:
Я считаю, что уровень тревожности у моего ребенка слишком высок. Может не стоит тратить время на психологов, а сразу обратиться к психиатру, пусть он назначит медикаментозное лечение?

Ни в коем случае. Прежде всего – у меня ребенок тревожный – это ваше личное мнение, не подкрепленное специалистами. Пусть с ним пообщается хотя бы школьный или детский психолог – это и времени и денег не займет. И только психолог определит уровень тревожности вашего чада и связано ли это с каким-то заболеванием или психическим расстройством. Все лекарства, особенно «психические» обладают массой побочных эффектов и вызывают привыкание. Прежде чем «сажать» ребенка на такой допинг, его следует серьезно обследовать.

Вопрос:
У моего ребенка нет друзей, он даже ни с кем не общается в соц.сетях, но просит щенка или хотя бы котенка. Может завести домашнего питомца и это поможет исправить ситуацию?

Безусловно, не только можно завести, но и нужно. Вообще, как считают все психологи, врачи и педагоги, уход за домашним питомцем поможет ребенку стать достойным членом общества, внимательным к окружающим и добрым. Но проконсультироваться с психологом все же не помешает.

Вопрос:
Моему малышу 8 лет, психологи определили уровень высокой тревожности. Мы посещаем все занятия, стараемся и сами с ним разговаривать и играть, но он категорически отказывается есть сложные блюда, а тем более из неизвестных ему продуктов. Это нормально и что делать?

Да это нормально, дети с повышенной тревожностью с трудом воспринимают все новое. Пока ребенок не преодолел свое состояние, не следует готовить и заставлять его съедать новые блюда. Сделайте проще меню для ребенка, это поможет снизить уровень его тревожности.

Был создан для определения у испытуемых уровня тревожности. Подобные состояния возникают у человека в результате изменения сознательной оценки окружающих и себя. На основании результатов можно сделать вывод о профпригодности работника.

Тревожность не всегда выступает как негативная черта, в некоторых жизненных ситуациях она позволяет лучше и эффективнее справляться с задачами. Люди с повышенной степенью беспокойства гораздо продуктивнее выполняют свои функции, когда их хвалят за успехи. С низким показателем, напротив, - когда узнают о своих ошибках.

Кому подойдёт опросник?

Тест успешно применяется как при индивидуальных, так и групповых обследованиях. Возможна диагностика взрослых и подростков, для детей опросник не адаптирован. Подходит для подбора кадров на предприятии.

Инструкция

Вам предстоит ответить на 60 вопросов. Для этого просто кликните мышкой рядом с правильным ответом. Чтобы получить более точный результат, старайтесь не задумываться над вопросами и отвечать быстро.

Результаты

В своём опроснике Тейлор выделил пять групп:

Очень высокий уровень тревоги

Может свидетельствовать о наличии психических нарушений. Субъект чувствует угрозу, испытывает дискомфорт, беспокойство даже в тех жизненных ситуациях, которые к этому не располагают. Он очень критичен к себе. Появляются трудности в учебе, работе, общении с людьми, агрессия по отношению к ним. Самостоятельно человек с этим справиться не может.

Физическое проявление выражается повышенной потливостью, метеоризмом, слабостью, учащенными дыханием и сердцебиением, покраснениями кожи.

Высокий уровень

Личности этой группы обладают высокой эмоциональностью, низкой самооценкой. Они восприимчивы к критике, боятся высказывать своё мнение и выражать чувства. Такие люди хуже работают в стрессовых ситуациях. Они испытывают необходимость в признании. Могут наблюдаться физические проявления тревожности.

Необходимо научиться справляться с напряженными ситуациями и сохранять самообладание для предотвращения развития психосоматических заболеваний.

Средний (с тенденцией к высокому) показатель

Характеризуется спокойным эмоциональным состоянием, общительностью, умеренной самооценкой. Это более открытые люди, в отличии тех, у кого высокая тревожность. Но они так же могут испытывать беспричинное беспокойство, когда для этого нет видимых причин.

Средний (с тенденцией к низкой) показатель

Такой индивидуум имеет своё мнение, умеет его высказывать и отстаивать. У него достаточно высокая самооценка и независимость взглядов. Спокойно относится к критике. Имеется склонность к лени. Испытывает переживания в тех случаях, когда для этого действительно есть повод.

Низкая степень

Такие люди могут показаться бесчувственными, ленивыми и безответственными. Но это не всегда так. Они так же способны испытывать страх и напряжение, но только в момент, когда потенциально опасная ситуация уже возникла.

В природе представители одного вида могут по-разному справляться с задачами для выживания. Высокая степень беспокойства сильно мотивирует личность, приводя её в напряжение задолго до возникновения опасности. Низкая степень позволяет субъекту хорошо расслабиться, чтобы потом мобилизовать все силы в конкретный момент. Что лучше? У каждой линии поведения есть свои достоинства и недостатки. Но раз они обе существуют на сегодняшний день, значит, оправдывают себя.

Методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина (тест на тревожность Спилбергера Ханина) определяет уровень тревожности исходя из шкалы самооценки (высокая, средняя, низкая тревожность).

Тревожность ситуативная (СТ) возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению и т.д.). Личностная (ЛТ) - дает представление о подверженности личности воздействию тех или иных стрессоров по причине своих индивидуальных особенностей.

Ситуативная и личностная тревожность связаны с видами темперамента (по Я. Стреляу). Так высокий уровень вовлеченности в деятельность (т.е. высокий уровень СТ) характерен для меланхоликов, средний – для флегматика низкий – для холерика и в последнюю очередь, для сангвиника.
Другую картину можно наблюдать при сравнении с видами темперамента (по Я. Стреляу) с личностной тревожностью (ЛТ). Высокий уровень личностной тревожности, говорящий о высокой личностной активности наблюдается у сангвиников и меланхоликов, низкая – для личности флегматика и холерика.

Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина):

Тест на тревожность, часть I.

Инструкция.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕНТ. Отвечайте первое, что пришло в голову.

Шкала самооценки (СТ) - Тестовый материал (вопросы)

нет, это совсем не так пожалуй, так верно совершенно верно
1. Я спокоен 1 2 3 4
2. Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3. Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4. Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5. Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6. Я расстроен 1 2 3 4
7. Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8. Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9. Я встревожен 1 2 3 4
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11. Я уверен в себе 1 2 3 4
12. Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14. Я взвинчен 1 2 3 4
15. Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4
16. Я доволен 1 2 3 4
17. Я озабочен 1 2 3 4
18. Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19. Мне радостно 1 2 3 4
20. Мне приятно 1 2 3 4

Тест на тревожность, часть II.

Инструкция.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Отвечайте первое, что пришло в голову.

Ожидание трудностей очень тревожит меня.
Я слишком переживаю из-за пустяков.

Шкала самооценки (ЛТ)

не, это совсем не так пожалуй, так верно совершенно верно
1. Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
2. Я быстро устаю 1 2 3 4
3. Я легко могу заплакать 1 2 3 4
4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
5. Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4
6. Я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
7. Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
8. Ожидание трудностей очень тревожит меня 1 2 3 4
9. Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
10. Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4
11. Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
12. Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
13. Я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
15. У меня бывает хандра 1 2 3 4
16. Я бываю доволен 1 2 3 4
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4
19. Я уравновешенный человек 1 2 3 4
20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Ключ к тесту на тревожность.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Усложнение общественной жизни, убыстряющаяся динамика социальных процессов, ломка сложившихся социальных установок, сопровождающая социальные катаклизмы, предъявляют особые требования к способности человека понимать происходящее и соответствующим образом интерпретировать как происходящие социальные изменения, так и собственное поведение и поведение других людей. Все это предполагает увеличение интеллектуальной компетентности человека при познании мира.
В широком смысле «интеллект» и используется для констатации наличия таких способностей у людей, а так же различия людей по уровню развития этих способностей. Проблема интеллекта привлекала ученых давно, но тем не менее однозначных решений она пока не получила. В развитие понятия внесли свой вклад такие зарубежные психологи, как Э.Торндайк, Г.Олпорт, Г.Айзенк, Х.Гарднер, Дж.Гилфорд, Р.Стернберг, Р.Селман, Н.Кэнтор и Дж.Кильстром. Среди отечественных ученых следует выделить - Н.А.Аминова, Ю.Н.Емельянова, М.Л.Кубышкину, Н.А.Кудрявцеву, В.Н.Куницыну, Е.С.Михайлову, М.В.Молоканова, Л.И.Уманского, А.Л.Южанинову и др.
Известно, что тревожность блокирует личностную активность, мешает правильно воспринимать и оценивать межличностные отношения (Р.Мэй, С.Кьеркегор, Ч.Спилбергер, З.Фрейд, К.Хорни, О.Х.Маурер, Дж.Тейлор, Г.Селье, Г.С.Салливен, Ф.Б.Березин, А,А,Бодалев, А.И.Захаров, Н.Д.Левитов, A.M.Прихожан, Ю.Л.Ханин и др.). Однако исследований, которые были бы непосредственно ориентированы на установление взаимосвязи между интеллектом людей, выбравших виды труда, требующие для его эффективного выполнения большее или меньшее развитие интеллекта, и уровнем тревожности у этих людей, пока не проводилось.
В связи с этим цель нашего исследования предполагала выявление и анализ влияния уровня тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.
Цель исследования – изучение влияния уровня тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.
Объектом исследования является уровень тревожности представителей разнотипных профессий.
Предметом исследования выступает влияние уровня показателей тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. В процессе теоретического анализа провести сопоставление взглядов на проблему интеллекта и выявить возможности понимания этого феномена как системного свойства человека.
2. Изучить психологическую литературу по проблемам тревожности.
3. В процессе исследования удостовериться в наличии закономерностей и адекватности использованных методик цели и гипотезе исследования, заявленным в работе.
4. В психологическом исследовании выявить влияние тревожности на уровень интеллекта, а следовательно и успешность профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что тревожность (как состояние) у людей, выбравших указанную сферу профессиональной деятельности, будет тем более выражена, чем ниже уровень социального интеллекта. У людей, занятых профессиональным трудом в системе «человек-знаковая система», возможна другая зависимость между социальным интеллектом и тревожностью.
В качестве методологической основы исследования выступили труды Дж.Гилфорда, Н.Кэнтор, Дж.Кильстром, Р.Стернберга, Ю.Н.Емельянова, В.Н.Куницыной - разработчиков проблемы социального интеллекта, учение о психологических системах в рамках культурно-исторической психологии (Л.С.Выготский), системно-структурный анализ К.К.Платонова, методологические основания теории самореализации личности К.Роджерс, теория психологических систем (В.Е.Клочко).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: психодиагностические: шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина; Методика Айзенка - EPQ предназначена для изучения индивидуально-психологических черт личности.
Описание выборки. Выборку основного исследования составили инженеры КОМЗа и операторы такси в количестве 40 человек.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основе выявленной взаимосвязи между интеллектом и тревожностью, можно строить психокоррекционную работу, направленную на развитие интеллекта и соответственно снижение тревожности, полученные данные могут быть использованы в тренинговой работе, в профориентационной работе и при решении проблем управления персоналом и расстановке кадров. .Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, использованием математической обработки полученных данных, репрезентативностью выборки.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1. Теоретический анализ проблем тревожности и ее влияния на интеллектуальный уровень развития личности
1.1.Анализ понятия тревожности в психологических исследованиях

Понятие тревожности было и остаётся достаточно интересным для многих школ в психологии. 3. Фрейд выдвинул две точки зрения на тревожность. Первая заключается в том, что тревожность возникает в результате вытеснения сексуальных влечений; разрядка сексуальных влечений встречает препятствие и порождает в теле физическое напряжение, которое трансформируется в тревожность. Согласно второй точке зрения тревожность возникает в результате страха перед теми влечениями, обнаружение которых или следование которым создаёт внешнюю опасность, причём имеются в виду не только сексуальные влечения, но и агрессивные побуждения.
В психологической литературе можно встретить разные его трактовки, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать это понятие дифференцированно как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента" .
Другие исследователи дают следующие определения понятию "тревожность: "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствие грозящей опасности", "это смутно-неопределенное чувство опасности (А.В. Лук) или "предчувствие опасности" (А.И. Захаров), которое выражается в обострении восприятия, в повышении скорости реакций, в сужении объема связей с внешним миром . "Состояние, возникающее как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу)», «состояние беспокойства, испытываемое человеком без осознания его источника», "состояние свободно плавающей опасности и неопределенности" .
Ч.Д.Спилбергер определяет это состояние как временной срез в потоке жизненных эмоциональных переживаний человека, характеризующийся субъективными реакциями напряжения, озабоченности, нервозности и беспокойства. Существенным для переживания тревоги является ее направленность в будущее. Тревожный человек беспокоится в отношении того, что может случиться, им овладевают представления о различных несчастьях и неприятностях, в действительности мало вероятных.
Ряд авторов рассматривают тревогу как ощущение неопределенной угрозы, характер и время возникновения которой не поддаются предсказанию (Ф.Б. Березин, К. Хорни), как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания (Poldindger), неопределенное беспокойство (Kepinski) .
Таким образом, из множества существующих определений тревожности можно вывести общую мысль, характеризующую данное понятие как эмоциональное состояние, создающееся при определенной ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности. Большинство исследователей проблемы подчеркивают социальную природу потребности, фрустрация которой вызывает тревожность. Исходя из понимания тревожности как эмоционального состояния, возникшего перед возможностью фрустрации социальных потребностей, ее можно рассматривать не только как временное состояние, создавшееся в определенных условиях, которое можно вызвать также в эксперименте, но и в другом аспекте, как некое индивидуально-диффузное хроническое состояние, свойство личности, содержащее опасность для удовлетворения социальной потребности. Принимая во внимание данное предположение можно считать, что наиболее точный подход к определению тревожности представлен в работах А.И. Захарова. Он пишет, что тревожность-это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто она проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Таким образом, тревожность возникает как отклик на состояние неопределенности в результате предвосхищения неприятности .
Давая определение тревожности необходимо рассмотреть его наряду с понятием "страхи", так как при всех их отличиях чаще всего одно состояние порождает другое. Разграничение тревожности и страха основано на критерии, введенном в психиатрию К. Ясперсом. Тревожность ощущается вне связи с каким-либо стимулом ("свободно плавающая"), тогда как страх соотносится с определенным стимулом и объектом.
А.И. Захаров так же разделяет тревожность и страх. Тревожность, в отличие от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возникает и в виде радостного предчувствия и волнующего ожидания. Страх и тревога, как эпизодические реакции имеют свои аналогии в форме более устойчивых психических состояний: страх в виде боязни, а тревога - в виде тревожности.
Таким образом, тревога- это сигнал опасности, а страх- ответ на нее; тревога- предчувствие, а страх - чувство опасности; тревога обладает возбуждающим, а страх – тормозящим воздействием на психику;- стимулы тревоги имеют общий, абстрактный характер, страх - конкретный, тревога проецирована в будущее, источник страха; - прошлый, травмирующий опыт.
По мнению Й. Раншбурга и П. Поппера, тревога - это явление, родственное символическому страху. Тревога-это страх перед каким-то неопределенным объектом и его характерной чертой является то, что данному человеку причина страха неизвестна. Кроме того, они отмечают, что тревога имеет прямое отношение к неспособности человека принимать решения. Тревожный человек воспринимает как угрозу и такие ситуации, которые для иного человека выглядят не столь опасными.
По мнению Б.И.Кочубей, Е.В. Новиковой, в основе таких состояний, как робость и агрессивность, страх и безразличие - могут лежать механизмы тревоги. Ими были выделены две большие группы признаков тревоги. Первая -внутренние, соматические признаки, возникающие у человека под влиянием волнения, вторая - внешние поведенческие реакции в ответ на тревожащую ситуацию. Сложность описания этих проявлений заключается в том, что все они могут сопровождать не только тревогу, но и другие состояния и переживания, например, отчаяние, гнев или радостное возбуждение.
Интересными для нашей работы представляются данные психологов социально - психологического направления, специально занимающиеся проблемой тревожности, главным образом, это реформированный психоанализ (в любых его модификациях). Для представителей реформирующего психоанализа вопрос о происхождении тревожности не играл решающей роли. Все ученые в целом согласны, что вне зависимости от того, наследуется это свойство генетически или появляется в связи с травмой рождения, впоследствии индивид научается связывать его с угрожающими ситуациями. Предполагается, что тревожность возникает в первую очередь как реакция на угрозу нарушения межличностных отношений. По мнению социальных психологов, страх перед неодобрением, лишением любви, разрывом межличностных отношений, ведет к возникновению ощущения тревожности. Кристаллизация этого чувства связывается с предшествующим неодобрением значимыми людьми. Представители этого направления связывали также возникновение тревожности с невозможностью самореализации (т.е. невозможность использования личностью своих талантов, навыков и возможностей удовлетворения потребностей в рамках собственной системы ценностей). Невозможность удовлетворения потребностей ведет к их подавлению, а это в свою очередь мешает личностному самоопределению. Если "подавленная личность проходит через болезненную для нее ситуацию, уровень тревожности будет у нее непропорционально высоким по сравнению со степенью угрозы, заключенной в ситуации. Здесь авторам пришлось прибегнуть к выделению двух типов тревожности:
1) тревожность перед угрозой смерти или сил природы, которая присуща всем людям. Она должна быть приемлемой и не вести к неврозам (Э.Фромм);
2) тревожность социального порядка, связанная с угрозой лишения любви, неудовлетворения потребностей, неудачи и т.п.
И здесь одно и то же явление приходится наделять как позитивными, так и негативными качествами.
Данное мнение также прослеживается в работе Гордецовой Н.М., в которой она предполагает, что тревожность тесно связана с индивидуальным стилем общения, а именно: малый круг общения, преобладание просьб, согласия и, возможно, этот факт можно отнести ко второму типу тревожности, которые выделяют зарубежные психологи.
В последние годы в зарубежной и отечественной научной литературе большое внимание уделяется проблеме тревожности, которая либо отождествляется со стрессом, либо считается одним из его видов, но порой выделяется в самостоятельное состояние. Тревожность можно отнести к отрицательным эмоциям, но не к стрессу, так как она возникает не в ответ на фиксируемое высшее воздействие (стресс), а часто является беспредметной, смутной.
По мнению P. Alsop, стресс может также означать совокупность мелких стрессов, которые в результате приводят к эмоциональным нарушениям, таким как чрезмерная тревожность и напряжение, нарушению ясности мышления и широкому спектру поведенческих реакций.
Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.
Таким образом, можно сказать, что проблеме тревожности уделяется достаточно пристальное внимание как в психологической, так и социальной литературе. Существует множество точек зрения на определение и происхождение состояния тревожности и его взаимосвязи с другими психическими характеристиками, но в целом практически все авторы сходятся во мнении, что возникновение тревожности связано в первую очередь с различными неприятными чувствами: беспокойством, неуверенностью в себе, отрицательным прошлым опытом, хотя есть и такое мнение, что тревожность может также носить позитивный характер.
Многие выдающиеся психологи (З.Фрейд, П.Жане, В. Франкл, Ч. Спилбергер, Р. Бендлер, Дж. Гриндер и др.) рассматривали в своих работах данную проблему. Интересен, с нашей точки зрения, подход к изучению тревожности, представленный Е.А. Орловой представленный в социальной психологии. Она в своей работе охарактеризовала три направления в исследовании тревожности: экзистенциальный подход, условнорефлекторная теория (или теория научения) и психоаналитическая теория.
Необходимо отметить взгляды зарубежных психологов, представленных в работе В.А. Бакеева, которые пытались выявить причины возникновения тревожности. Так, Г. Салливен определяет тревожность как чувство неуверенности и изоляции, А. Линфрен рассматривает тревожность как свойство личности, имеющее большое значение в качестве фактора обучения. Н.Саразон рассматривал тревожность как основной побудитель человеческого поведения. Большое значение он придавал тревожности в разработке теории личности. П.Муссен источником тревожности считает либо органические нарушения в организме (боль), либо страх, боязнь потерять любовь, не справиться в новой окружающей среде, что переживается как состояние неполноценности. Тревожность, по его мнению, является предвосхищением какого-либо неприятного события и имеет огромное значение в качестве детерминанты человеческого поведения .

1.2. Понятие интеллекта. Стадии развития интеллекта по М.Пиаже

Интеллект (от лат. - ум, рассудок, разум) зачастую отождествляется с мышлением в определении: интеллект - это мыслительная способность человека. Однако еще французский психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия. Он предлагал трактовать интеллект как «психическую адаптацию к новым условиям». По Пиаже, «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка так же, как и все взаимодействия организма со средой». Одна из основных особенностей человеческого интеллекта заключается в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено, а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. Усвоение (ассимиляция) и приспособление (аккомодация) находятся между собой в состоянии несбалансированного равновесия, и деятельность человека направлена к достижению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией. Еще одним важным показателем интеллекта является его организованность, т.е. представление интеллектуальной активности субъекта в виде некоторой структуры с выделением в ней отдельных элементов.
Пиаже говорил о стадиях развития интеллекта, иначе говоря, о стадиях развития некоторой структурной схемы с разными выделяющимися в ней компонентами. Выделяются 4 стадии развития интеллекта.
1). Первая стадия - сенсомоторная стадия. Появляются первые рефлексы и первые навыки. Затем ребенок, старше 12 месяцев, начинает озираться в поисках исчезнувшего из его поля зрения предмета, до этого он таких попыток не делал. Он судит о мире со своей «колокольни», но теперь уже он начинает понимать, что предметы вокруг него существуют на самом деле, и они не исчезают, когда он их не видит. Таким образом, у ребенка возникает постоянство объекта, появляются первые представления о внешнем мире. У него появляется цель, которой он старается достигнуть, это ли не первые признаки интеллекта.
2). Вторая стадия - предшествующая операциям . До 7 лет у детей развивается интуитивное символическое (предметное) мышление. Они уже могут конструировать решения каких-то проблем, не воплощая их в жизнь. Мир вокруг них расширяется, включая пока простые понятие о внешней среде.
3). Третья стадия - конкретных операций . В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать своими внутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.
4). Четвертая стадия - формальных операций . После 12 лет у детей появляется абстрактное мышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией.
Пиаже отмечал, что поскольку человек с рождения окружен социальной средой, то естественно, что она на него воздействует так же, как и среда физическая. Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления.
Если для Пиаже интеллект - это общий регулятор поведения всех уровней, то для некоторых других исследователей (А. Бине, Л. Векслер) он – символ обучаемости человека и любого другого живого существа всему новому.
Таким образом, в настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:
Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели» . С точки зрения структурного подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей.
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Выводы по главе 1:
Многие выдающиеся психологи (З.Фрейд, П.Жане, В. Франкл, Ч. Спилбергер, Р. Бендлер, Дж. Гриндер и др.) рассматривали в своих работах проблему тревожности.
Из множества существующих определений тревожности можно вывести общую мысль, характеризующую данное понятие как эмоциональное состояние, создающееся при определенной ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности. Большинство исследователей проблемы (Салливен, Дэвис, Мэй, Райхман и др.) подчеркивают социальную природу потребности, фрустрация которой вызывает тревожность. Исходя из понимания тревожности как эмоционального состояния, возникшего перед возможностью фрустрации социальных потребностей, ее можно рассматривать не только как временное состояние, создавшееся в определенных условиях, которое можно вызвать также в эксперименте, но и в другом аспекте, как некое индивидуально-диффузное хроническое состояние, свойство личности, содержащее опасность для удовлетворения социальной потребности.
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание - основная задача человека, остальные для него - лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.
Интеллект- это способность проводить более тонкие различия. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие , память, представление, мышление, воображение.

Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению влияния уровня тревожности

      Организация исследования
Для проведения экспериментального исследования были привлечены инженеры КОМЗа и операторы такси. В экспериментальном исследовании участвовали 40 человек.
Социально- демографический портрет респондентов следующий: (в % от числа опрошенных):
Образование (в % от числа опрошенных):
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: обзорно - аналитическое исследование психолого-педагогической и специальной психологической литературы; эмпирические методы: наблюдение, опрос, анкетирование, психологическое тестирование, беседа; математическая обработка полученных данных.

Характеристика методов исследования
Метод тестирования – наиболее частый применяемый метод в психодиагностики, позволяющий определить наличие у человека тех или иных психических качеств, свойств, уровень их развития и сравнить полученные результаты с имеющимися нормами.
Для диагностики психических состояний и свойств личности сотрудников отделений были выбраны:
I. Шкала оценки личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)
Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
и т.д.................



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт